Венецианская архитектурная биеннале раздала награды

Названы лучшие проекты XVII Архитектурной биеннале в Венеции, и Россия — в числе награжденных

В Венеции 30 августа прошла церемония награждения победителей XVII Архитектурной биеннале. Российский павильон удостоился особого упоминания жюри, что является важной и почетной наградой. Высокой оценки заслужила реконструкция исторического павильона, построенного в 1914 году по проекту Алексея Щусева.

Специальное упоминание жюри проект Open! Бюро Kasa в Павильоне России. Фото: Francesco Galli/ La Biennale di Venezia
Специальное упоминание жюри проект Open! Бюро Kasa в Павильоне России. Фото: Marco Cappelletti/ La Biennale di Venezia
«Золотой лев»  за проект «Примеры урбанистической практики» бюро raumlaborberlin на главной выставке биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
«Золотой лев» за национальный павильон. Павильон ОАЭ. Проект «Заболоченные земли». Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
«Серебряный лев» многообещающим архитекторам за проект в главной выставке биеннале «Как нам жить вместе?». Foundation for Achieving Seamless Territory (FAST). Проект «Арбузы, сардины, крабы, пески и отложения: экология границы и Сектор Газа». Фото: Francesco Galli/ La Biennale di Venezia
Художественный музей Сан-Паулу, построенный про проекту удостоенной почетного «Золотого льва» Лины Бо Барди. Фото: La Biennale di Venezia
Специальное упоминание жюри проект «Музей антропоцена: Экспонат 3.0 Обсидиановый дождь» Cave_bureau  на главной выставке биеннале «Как нам жить вместе?».Фото: Francesco Galli/ La Biennale di Venezia
Специальное упоминание жюри проект «Структуры взаимной поддержки» бюро Framework Collaborative в Павильоне Филлипин  Фото: Francesco Galli/ La Biennale di Venezia
Специальное упоминание жюри проект Open! Бюро Kasa в Павильоне России.
Фото: Francesco Galli/ La Biennale di Venezia
Специальное упоминание жюри проект Open! Бюро Kasa в Павильоне России.
Фото: Marco Cappelletti/ La Biennale di Venezia
«Золотой лев» за проект «Примеры урбанистической практики» бюро raumlaborberlin на главной выставке биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
«Золотой лев» за национальный павильон. Павильон ОАЭ. Проект «Заболоченные земли».
Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
«Серебряный лев» многообещающим архитекторам за проект в главной выставке биеннале «Как нам жить вместе?». Foundation for Achieving Seamless Territory (FAST). Проект «Арбузы, сардины, крабы, пески и отложения: экология границы и Сектор Газа».
Фото: Francesco Galli/ La Biennale di Venezia
Художественный музей Сан-Паулу, построенный про проекту удостоенной почетного «Золотого льва» Лины Бо Барди.
Фото: La Biennale di Venezia
Специальное упоминание жюри проект «Музей антропоцена: Экспонат 3.0 Обсидиановый дождь» Cave_bureau на главной выставке биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: Francesco Galli/ La Biennale di Venezia
Специальное упоминание жюри проект «Структуры взаимной поддержки» бюро Framework Collaborative в Павильоне Филлипин
Фото: Francesco Galli/ La Biennale di Venezia

Его фасадам вернули первоначальный зеленый цвет, восстановили дверные и оконные проемы, отчего пространство внутри стало намного светлее, соорудили лифт, подняли полы в некоторых залах на первом этаже, что увеличило выставочные пространства, и воссоздали в первозданном виде верхний уровень. Авторами проекта выступило молодое российско-японское архитектурное бюро KASA (Александра Ковалева & Кей Сато). По словам куратора Ипполито Пестеллини Лапарелли, в нынешнем виде павильон превратился в «театральную машину для современных форм производства и бытования искусства». Международное жюри отметило «чуткую и бережную реставрацию исторического здания, которая открыла его окружающему миру и будущему». Напомним, что комиссаром российского павильона была Тереза Иароччи Мавика.

Команда, работавшая над проектом Open! в Павильоне России. Фото: La Biennale di Venezia
Команда, работавшая над проектом Open! в Павильоне России.
Фото: La Biennale di Venezia

Помимо собственно реконструкции, программа Open! в павильоне России включала презентацию сборника исследовательских текстов «Голоса: навстречу другим институтам», созданных художниками во время пандемии, кинопрограмму Into the Sandbox и видеоигры, главная из которых — постапокалиптическая «Санаторий „Приют антропоцена“» — была разработана московским режиссером и гейм-дизайнером Михаилом Максимовым.

«Золотой лев» биеннале за лучший национальный павильон достался Объединенным Арабским Эмиратам (проект «Заболоченные земли») — «за смелый эксперимент, который побуждает задуматься о взаимосвязи между отходами и производством» и открывает пути взаимодействия ремесла и высоких технологий.

«Золотой лев» за проект, представленный на главной выставке куратора Хашима Саркиса «Как нам жить вместе?», ушел «сетевому коллективу» raumlaborberlin из Германии. «Серебряный лев», которым отмечают многообещающую молодежь, достался архитектурно-аналитическому центру FAST (Foundation for Achieving Seamless Territory) из Нидерландов и США.

Помимо России, особого упоминания удостоились павильон Филиппин (проект «Структуры взаимной поддержки» представлял собой передвижную библиотеку, в которой люди обсуждают проблемы и улаживают конфликты), а также Cave_bureau из Найроби (их экспозиция называлась «Музей антропоцена: экспонат 3.0 обсидиановый дождь», они исследовали местные пещеры как архитектурный и культурно-социальный феномен).

Обладателем почетного «Золотого льва» за выдающиеся достижения в архитектуре стала архитектор, дизайнер, сценограф, художник и критик Лина Бо Барди (1914–1998) — уроженка Италии, с 1946 года и до самой смерти жившая и творившая в Бразилии. На волне интереса к послевоенному модернизму актуализация наследия Лины Бо Барди выглядит закономерно. Еще одного «Золотого льва» за вклад в архитектуру вручили испанскому архитектору Рафаэлю Монео, ранее отмеченному престижной Прицкеровской премией.

XVII Архитектурная биеннале в Венеции
До 21 ноября

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+