18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры

№94
Материал из газеты

Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»

Резонанс, который получила скульп­тура швейцарца Урса Фишера «Большая глина № 4», установленная фондом V–A–C в конце августа в самом центре Москвы, рядом с «Ударником», около бывшей электростанции ГЭС-2, в преддверии открытия там культурного центра, может быть сравним только с давним скандалом вокруг монумента Петру I Зураба Церетели по соседству. Тогда, в 1990-е, москвичи дружно протестовали против гигантской статуи под лозунгом «Вас здесь не стояло»; была даже попытка взрыва памятника анархистами. Но Петр устоял и превратился в столичную достопримечательность, памятник не столько царю, сколько причудливому вкусу легендарного мэра Юрия Лужкова.

Про «Глину», сопоставимую по размеру с Петром — 12 м, было известно, что она тут временно, на несколько месяцев (до этого арт-объект гостил в Нью-Йорке и во Флоренции), тем не менее на нее обрушился настоящий шквал критики и насмешек.

Тон задал телеведущий и блогер Максим Галкин, он назвал скульптуру кучей экскрементов, и от этой ассоциации шедевру Фишера уже трудно отмыться, несмотря на все попытки профессионалов объяснить, что в работе гораздо больше смыслов. Например, в интервью нашей газете куратор Франческо Бонами назвал ее «памятником потребности человека творить». «Конечно, реакция общества важна. К ней надо внимательно прислушиваться, но и относиться с определенной долей скептицизма», — сказал он.

Возможно, такая буря негодования объясняется накопившимся недовольством по отношению к другим городским памятникам, которые публично опаснее критиковать, так как инициатива их установки исходит от властей, в то время как «Глина», да и вся реконструкция ГЭС-2, — это подарок городу от частного фонда, и тут табу нет.

Есть, конечно, ирония судьбы в том, что общественное мнение кинулось, как дети на погремушку, на пусть и крупный, но единичный арт-объект, как будто не замечая грандиозного переустройства пространства за ним. Но хочется надеяться, что, когда Дом культуры «ГЭС-2» откроется (точной даты не называют, но это случится осенью), горожане оценят привлекательность новой точки прогулок, досуга, искусства и образования. По крайней мере, концепция «ГЭС-2», представленная основателем фонда Леонидом Михельсоном и его директором Терезой Мавикой, предполагает, что это должно быть народное, демократичное пространство, отвечающее разным запросам.

Идея дома культуры была почерпнута в советском прошлом, но переосмыслена в соответствии с современными требованиями.

Именно на нее купился и автор проекта реконструкции, знаменитейший Ренцо Пьяно, за Центр Помпиду признанный великим еще на заре своей карьеры. В интервью нашей газете в 2015 году он говорил: «Наше архитектурное бюро имеет много общего с тем, чем занимается Леонид: мы строители, мы создаем, делаем что-то, оставляем после себя эпическое и, может, даже утопическое. Это фантастика — получить целую электростанцию в самом центре города! Москва — это город желаний, и поэтому так важно создать пространство для молодежи, публичное пространство, образовательное».

«ГЭС-2» — это не просто еще один музей, причем бесплатный, а целый комплекс на 2 га земли, купленных Михельсоном у города в 2014 году.

Тут преду­смотрены и мастерские, и актовый зал на 420 мест, а главное здание ГЭС превращено в променад под стеклянной крышей, который напоминает о пассажах XIX века вроде Галереи Виктора-Эммануила в Милане или ГУМа.

Еще это новая набережная со спуском к реке, парковка для электромобилей, наконец, это высаженная здесь березовая роща. И даже две высокие трубы, которые горожане вдруг заметили, когда из серого архитекторы перекрасили их в синий, теперь ничего вредного не выбрасывают, а, напротив, участвуют в новаторской системе циркуляции воздуха.

Само место — стрелка острова Балчуг, которую часто зовут «Красный Октябрь» по названию бывшей кондитерской фабрики, — за последние пару десятилетий стало гнездом креативного класса. До V–A–C тут было немало ярких художественных инициатив: и галерейный кластер «Арт-стрелка», и выставки, которые устраивала амбициозная Мария Байбакова, и попытка Шалвы Бреуса превратить «Ударник» в арт-центр. Но ничего, подобного тому, чем несколько десятилетий был недавно упраздненный ЦДХ, не вылеплялось. И вот сейчас пазл сложился: «ГЭС-2» становится новой креативной доминантой этого места. Со всеми возможностями. И теперь уже от горожан зависит, как они их используют.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+