18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выводы о причастности Третьяковки к делу о контрабанде делать рано

В Государственной Третьяковской галерее прошел обыск по делу Степанова о контрабанде культурных ценностей

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о контрабанде, после того как 29 апреля в аэропорту Внуково был задержан Сергей Степанов, 33-летний руководитель территориальной избирательной комиссии Ломоносовского района города Москвы, неверно задекларировавший на вывоз из страны пять картин общей стоимостью якобы 180 тыс. руб. По версии следствия подлинная цена вывозимых произведений искусства, как утверждается на сайте СКР, составляет 1,9 млн руб. Впрочем, на основании собственных экспертных оценок некоторые СМИ уже увеличили сумму контрабанды до 15 млн руб. и даже выше.

При пересечении госграницы Сергей Степанов предоставил бдительным таможенникам, как оказалось, фальсифицированное заключение специалистов, будто бы работающих в Государственной Третьяковской галерее (по другой информации, сотрудников Министерства культуры РФ), снижающее настоящую ценность вывозимых работ, после чего СКР возбудил против него уголовное дело по статье 226.1 Уголовного кодекса РФ («Контрабанда культурных ценностей»). И «в рамках проведения следственных действий» в экспертное отделение Третьяковской галереи в самом конце рабочего дня во вторник 5 мая с обыском пришли работники Главного следственного управления СКР по Москве.

Судя по всему, следователей интересовала деятельность заведующей отделом живописи первой половины XX века Татьяны Ермаковой, поскольку картины, заявленные на вывоз (упоминаются работы Валентина Серова, Петра Кончаловского и театрального декоратора Игнатия Невинского), относятся к сфере ее компетенции. Эти подробности чуть позже сообщила журналистам представитель столичного главка СКР Юлия Иванова, поскольку пресс-служба Третьяковской галереи отказалась от официальных заявлений до конца следственных действий. Хотя Анна Котляр, руководитель пресс-службы музея, подтвердила информацию об обыске, прошедшем на территории ГТГ на Крымском Валу, но переадресовала всех интересующихся ходом дела «в силовые структуры». Гендиректор музея Зельфира Трегулова сейчас находится в командировке и для комментариев недоступна.

Михаил Брызгалов, глава департамента культурного наследия Минкульта РФ, сообщил, что в его ведомство пока следователи СКР по делу о контрабанде культурных ценностей не обращались. Об обыске в Третьяковской галерее чиновник узнал из выпусков новостей, поэтому он пообещал журналистам высказать свою позицию, «как только мы сами все выясним…»

Важно отметить, что это уже не первый случай уголовного разбирательства, связанный с атрибуцией и экспертизой произведений искусства. Наша газета внимательно следит за судебным делом Елены Баснер, бывшего сотрудника Государственного Русского музея, обвиненной в продаже поддельной картины Бориса Григорьева после ее же экспертного заключения. Как показывают слушания по этому делу, проходящие в Дзержинском районом суде Санкт-Петербурга, о которых TANR пишет в режиме реального времени, подобные ситуации, где переплетаются интересы многих сторон, наложенные на несовершенство российского законодательства в области торговли и бытования произведений искусства, никогда не бывают простыми и однозначными. Даже если поначалу и кажутся прозрачными и очевидными.

Ведь, как показывает все то же дело Баснер, в подобных обстоятельствах требуется четкое и беспристрастное разбирательство с полным погружением в детали, среди которых нет и не может быть ничего второстепенного. Например, оценивая возможную степень участия искусствоведов в деле Степанова, нельзя забывать о существовании такой формы предвывозной экспертизы, как работа экспертов, аккредитованных при Министерстве культуры РФ. Это специалисты в самых разных областях и сферах антиквариата, работающие в самых разных организациях, в том числе и музеях, привлекаемых к экспертной оценке самых разных артефактов в разных ситуациях, в том числе при вывозе зарубеж. Так что для начала необходимо дождаться взвешенных заявлений официальных сторон. Пока что следователи устанавливают связи между разными деталями единого уголовного дела и разбираются с тем имеют ли фальсифицированные бумаги, предъявленные на границе, хоть какое-то отношение к Третьяковской галерее. Ну, или, может быть, связь эта такая же подложная, как и предъявленные таможенникам документы. Тем более что, в отличие от профильных специалистов Минкульта, прав выдавать разрешение на вывоз произведений искусства у сотрудников Третьяковской галереи, согласно официальным директивам, нет.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+