18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Суд по делу Елены Баснер продолжает заслушивать свидетелей

В пятницу 17 апреля в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга продолжился допрос свидетелей по делу о продаже поддельной картины Бориса Григорьева «В ресторане» коллекционеру Андрею Васильеву, который обвиняет в мошенничестве видного искусствоведа и эксперта Елену Баснер. В самом начале заседания судебный пристав, проверяя явку, зачитал список свидетелей, который звучал почти как штатное расписание Государственного Русского музея: кроме фамилий вероятного владельца поддельной работы, гражданина Эстонии Валерия Аронсона и продавца картины Леонида Шумакова, в нем были перечислены десять имен сотрудников музея вплоть до замдиректора по научной работе Евгении Петровой. Вполне возможно, что кто-то из перечисленных появится в качестве свидетеля на следующих заседаниях, однако на этот раз суд сосредоточился на вопросах к Наталье Соломатиной, завсектором рисунка XVIII — начала XX века ГРМ.

Круг вопросов, обращенных к ней, в общем совпадал с теми, что задавались на прошлом заседании 7 апреля Юлии Солонович, хранителю фонда.

В 2011 году Наталья Соломатина принимала участие в исследовании принадлежащей Васильеву работы «В ресторане», которая поступила в музей на экспертизу незадолго до открытия персональной выставки Григорьева в апреле 2011 года.

В результате комплексной экспертизы авторство Бориса Григорьева было, по общему мнению, отвергнуто. Заключение, подписанное Юлией Солонович, Натальей Соломатиной и Мариной Черкасовой, которая производила технико-технологическое исследование, было заверено Евгенией Петровой. В нем говорилось, что по целой совокупности признаков представленная работа является копией с оригинала, однако копия не могла выйти из-под руки Григорьева.

Стоит напомнить, что Русский музей обладает работой Бориса Григорьева «Парижское кафе», которая датирована 1913 годом и в 1946 году была приобретена знаменитым коллекционером Борисом Окуневым. В 1983 году эта работа была передана в дар музею вместе с большим количеством произведений русской и советской живописи из собрания Окунева, показанных в 1987 году на выставке.

В 1984 году была проведена массированная реставрация плохо сохранившейся работы Григорьева, в результате которой был дублирован картон и утрачены надписи на обороте. Работа из Русского музея фотографировалась в 2009 году, но фотография к первой и самой существенной реставрации отсутствует. В 2011 году «Парижское кафе» было воспроизведено в каталоге большой персональной выставки Григорьева. В течение всего заседания суд выяснял судьбу фотографии, которая, по мнению обвинения, послужила основой для создания подделки.

В зале суда была продемонстрирована приобретенная Васильевым работа «В ресторане», и Наталья Соломатина дала четкие и уверенные ответы на все вопросы прокурора. Часть их касалась принятых в Русском музее правил копирования работ и обстоятельств изготовления копий: Андрей Васильев не раз обвинял в прессе Русский музей чуть ли не в массовом производстве подделок.

И прокурор и адвокат пытались вникнуть в искусствоведческие формулировки, но свидетелем еще раз было заявлено, что хранитель отдела рисунка Юлия Солонович не подтверждала авторства Бориса Григорьева относительно «В ресторане». По мнению Соломатиной, Елена Баснер как один из авторов каталога собрания Окунева знала о существовании в Русском музее работы Бориса Григорьева «Парижское кафе», но с годами могла это забыть.

Следующее заседание состоится 27 апреля. Из Русского музея запрошены все документы, касающиеся истории реставрации работы «Парижское кафе». Как и следовало ожидать, суд направил повестку заместителю директора Русского музея по научной работе Евгении Петровой, которую планируется выслушать в качестве свидетеля.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+