18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Суд по делу Елены Баснер продолжает заслушивать свидетелей

В пятницу 17 апреля в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга продолжился допрос свидетелей по делу о продаже поддельной картины Бориса Григорьева «В ресторане» коллекционеру Андрею Васильеву, который обвиняет в мошенничестве видного искусствоведа и эксперта Елену Баснер. В самом начале заседания судебный пристав, проверяя явку, зачитал список свидетелей, который звучал почти как штатное расписание Государственного Русского музея: кроме фамилий вероятного владельца поддельной работы, гражданина Эстонии Валерия Аронсона и продавца картины Леонида Шумакова, в нем были перечислены десять имен сотрудников музея вплоть до замдиректора по научной работе Евгении Петровой. Вполне возможно, что кто-то из перечисленных появится в качестве свидетеля на следующих заседаниях, однако на этот раз суд сосредоточился на вопросах к Наталье Соломатиной, завсектором рисунка XVIII — начала XX века ГРМ.

Круг вопросов, обращенных к ней, в общем совпадал с теми, что задавались на прошлом заседании 7 апреля Юлии Солонович, хранителю фонда.

В 2011 году Наталья Соломатина принимала участие в исследовании принадлежащей Васильеву работы «В ресторане», которая поступила в музей на экспертизу незадолго до открытия персональной выставки Григорьева в апреле 2011 года.

В результате комплексной экспертизы авторство Бориса Григорьева было, по общему мнению, отвергнуто. Заключение, подписанное Юлией Солонович, Натальей Соломатиной и Мариной Черкасовой, которая производила технико-технологическое исследование, было заверено Евгенией Петровой. В нем говорилось, что по целой совокупности признаков представленная работа является копией с оригинала, однако копия не могла выйти из-под руки Григорьева.

Стоит напомнить, что Русский музей обладает работой Бориса Григорьева «Парижское кафе», которая датирована 1913 годом и в 1946 году была приобретена знаменитым коллекционером Борисом Окуневым. В 1983 году эта работа была передана в дар музею вместе с большим количеством произведений русской и советской живописи из собрания Окунева, показанных в 1987 году на выставке.

В 1984 году была проведена массированная реставрация плохо сохранившейся работы Григорьева, в результате которой был дублирован картон и утрачены надписи на обороте. Работа из Русского музея фотографировалась в 2009 году, но фотография к первой и самой существенной реставрации отсутствует. В 2011 году «Парижское кафе» было воспроизведено в каталоге большой персональной выставки Григорьева. В течение всего заседания суд выяснял судьбу фотографии, которая, по мнению обвинения, послужила основой для создания подделки.

В зале суда была продемонстрирована приобретенная Васильевым работа «В ресторане», и Наталья Соломатина дала четкие и уверенные ответы на все вопросы прокурора. Часть их касалась принятых в Русском музее правил копирования работ и обстоятельств изготовления копий: Андрей Васильев не раз обвинял в прессе Русский музей чуть ли не в массовом производстве подделок.

И прокурор и адвокат пытались вникнуть в искусствоведческие формулировки, но свидетелем еще раз было заявлено, что хранитель отдела рисунка Юлия Солонович не подтверждала авторства Бориса Григорьева относительно «В ресторане». По мнению Соломатиной, Елена Баснер как один из авторов каталога собрания Окунева знала о существовании в Русском музее работы Бориса Григорьева «Парижское кафе», но с годами могла это забыть.

Следующее заседание состоится 27 апреля. Из Русского музея запрошены все документы, касающиеся истории реставрации работы «Парижское кафе». Как и следовало ожидать, суд направил повестку заместителю директора Русского музея по научной работе Евгении Петровой, которую планируется выслушать в качестве свидетеля.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+