18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Суд по делу Елены Баснер продолжает заслушивать свидетелей

В пятницу 17 апреля в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга продолжился допрос свидетелей по делу о продаже поддельной картины Бориса Григорьева «В ресторане» коллекционеру Андрею Васильеву, который обвиняет в мошенничестве видного искусствоведа и эксперта Елену Баснер. В самом начале заседания судебный пристав, проверяя явку, зачитал список свидетелей, который звучал почти как штатное расписание Государственного Русского музея: кроме фамилий вероятного владельца поддельной работы, гражданина Эстонии Валерия Аронсона и продавца картины Леонида Шумакова, в нем были перечислены десять имен сотрудников музея вплоть до замдиректора по научной работе Евгении Петровой. Вполне возможно, что кто-то из перечисленных появится в качестве свидетеля на следующих заседаниях, однако на этот раз суд сосредоточился на вопросах к Наталье Соломатиной, завсектором рисунка XVIII — начала XX века ГРМ.

Круг вопросов, обращенных к ней, в общем совпадал с теми, что задавались на прошлом заседании 7 апреля Юлии Солонович, хранителю фонда.

В 2011 году Наталья Соломатина принимала участие в исследовании принадлежащей Васильеву работы «В ресторане», которая поступила в музей на экспертизу незадолго до открытия персональной выставки Григорьева в апреле 2011 года.

В результате комплексной экспертизы авторство Бориса Григорьева было, по общему мнению, отвергнуто. Заключение, подписанное Юлией Солонович, Натальей Соломатиной и Мариной Черкасовой, которая производила технико-технологическое исследование, было заверено Евгенией Петровой. В нем говорилось, что по целой совокупности признаков представленная работа является копией с оригинала, однако копия не могла выйти из-под руки Григорьева.

Стоит напомнить, что Русский музей обладает работой Бориса Григорьева «Парижское кафе», которая датирована 1913 годом и в 1946 году была приобретена знаменитым коллекционером Борисом Окуневым. В 1983 году эта работа была передана в дар музею вместе с большим количеством произведений русской и советской живописи из собрания Окунева, показанных в 1987 году на выставке.

В 1984 году была проведена массированная реставрация плохо сохранившейся работы Григорьева, в результате которой был дублирован картон и утрачены надписи на обороте. Работа из Русского музея фотографировалась в 2009 году, но фотография к первой и самой существенной реставрации отсутствует. В 2011 году «Парижское кафе» было воспроизведено в каталоге большой персональной выставки Григорьева. В течение всего заседания суд выяснял судьбу фотографии, которая, по мнению обвинения, послужила основой для создания подделки.

В зале суда была продемонстрирована приобретенная Васильевым работа «В ресторане», и Наталья Соломатина дала четкие и уверенные ответы на все вопросы прокурора. Часть их касалась принятых в Русском музее правил копирования работ и обстоятельств изготовления копий: Андрей Васильев не раз обвинял в прессе Русский музей чуть ли не в массовом производстве подделок.

И прокурор и адвокат пытались вникнуть в искусствоведческие формулировки, но свидетелем еще раз было заявлено, что хранитель отдела рисунка Юлия Солонович не подтверждала авторства Бориса Григорьева относительно «В ресторане». По мнению Соломатиной, Елена Баснер как один из авторов каталога собрания Окунева знала о существовании в Русском музее работы Бориса Григорьева «Парижское кафе», но с годами могла это забыть.

Следующее заседание состоится 27 апреля. Из Русского музея запрошены все документы, касающиеся истории реставрации работы «Парижское кафе». Как и следовало ожидать, суд направил повестку заместителю директора Русского музея по научной работе Евгении Петровой, которую планируется выслушать в качестве свидетеля.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+