18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Суд по делу Елены Баснер продолжает заслушивать свидетелей

В пятницу 17 апреля в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга продолжился допрос свидетелей по делу о продаже поддельной картины Бориса Григорьева «В ресторане» коллекционеру Андрею Васильеву, который обвиняет в мошенничестве видного искусствоведа и эксперта Елену Баснер. В самом начале заседания судебный пристав, проверяя явку, зачитал список свидетелей, который звучал почти как штатное расписание Государственного Русского музея: кроме фамилий вероятного владельца поддельной работы, гражданина Эстонии Валерия Аронсона и продавца картины Леонида Шумакова, в нем были перечислены десять имен сотрудников музея вплоть до замдиректора по научной работе Евгении Петровой. Вполне возможно, что кто-то из перечисленных появится в качестве свидетеля на следующих заседаниях, однако на этот раз суд сосредоточился на вопросах к Наталье Соломатиной, завсектором рисунка XVIII — начала XX века ГРМ.

Круг вопросов, обращенных к ней, в общем совпадал с теми, что задавались на прошлом заседании 7 апреля Юлии Солонович, хранителю фонда.

В 2011 году Наталья Соломатина принимала участие в исследовании принадлежащей Васильеву работы «В ресторане», которая поступила в музей на экспертизу незадолго до открытия персональной выставки Григорьева в апреле 2011 года.

В результате комплексной экспертизы авторство Бориса Григорьева было, по общему мнению, отвергнуто. Заключение, подписанное Юлией Солонович, Натальей Соломатиной и Мариной Черкасовой, которая производила технико-технологическое исследование, было заверено Евгенией Петровой. В нем говорилось, что по целой совокупности признаков представленная работа является копией с оригинала, однако копия не могла выйти из-под руки Григорьева.

Стоит напомнить, что Русский музей обладает работой Бориса Григорьева «Парижское кафе», которая датирована 1913 годом и в 1946 году была приобретена знаменитым коллекционером Борисом Окуневым. В 1983 году эта работа была передана в дар музею вместе с большим количеством произведений русской и советской живописи из собрания Окунева, показанных в 1987 году на выставке.

В 1984 году была проведена массированная реставрация плохо сохранившейся работы Григорьева, в результате которой был дублирован картон и утрачены надписи на обороте. Работа из Русского музея фотографировалась в 2009 году, но фотография к первой и самой существенной реставрации отсутствует. В 2011 году «Парижское кафе» было воспроизведено в каталоге большой персональной выставки Григорьева. В течение всего заседания суд выяснял судьбу фотографии, которая, по мнению обвинения, послужила основой для создания подделки.

В зале суда была продемонстрирована приобретенная Васильевым работа «В ресторане», и Наталья Соломатина дала четкие и уверенные ответы на все вопросы прокурора. Часть их касалась принятых в Русском музее правил копирования работ и обстоятельств изготовления копий: Андрей Васильев не раз обвинял в прессе Русский музей чуть ли не в массовом производстве подделок.

И прокурор и адвокат пытались вникнуть в искусствоведческие формулировки, но свидетелем еще раз было заявлено, что хранитель отдела рисунка Юлия Солонович не подтверждала авторства Бориса Григорьева относительно «В ресторане». По мнению Соломатиной, Елена Баснер как один из авторов каталога собрания Окунева знала о существовании в Русском музее работы Бориса Григорьева «Парижское кафе», но с годами могла это забыть.

Следующее заседание состоится 27 апреля. Из Русского музея запрошены все документы, касающиеся истории реставрации работы «Парижское кафе». Как и следовало ожидать, суд направил повестку заместителю директора Русского музея по научной работе Евгении Петровой, которую планируется выслушать в качестве свидетеля.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
4
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+