По делу Елены Баснер суд выслушал ключевого свидетеля

В Дзержинском районном суде города Санкт-Петербурга 7 апреля продолжилось рассмотрение дела Елены Баснер. Как известно, коллекционер Андрей Васильев обвиняет искусствоведа и эксперта аукционного дома Bukowskis Елену Баснер в соучастии в продаже ему поддельной работы Бориса Григорьева «Парижское кафе». На очередном заседании в течение четырех часов суд допрашивал старшего научного сотрудника Государственного Русского музея, хранителя отдела рисунка Юлию Солонович.

В 2011 году Юлия Солонович исследовала принадлежащую Андрею Васильеву работу и совместно с двумя другими специалистами обоснованно вынесла отрицательное заключение о ее подлинности. В зале суда она дополнительно описывала работу из коллекции Васильева как более яркую по цвету в сравнении с эталонными вещами Григорьева. Руководствуясь логикой и искусствоведческим опытом, Юлия Солонович сейчас датирует принадлежащую Васильеву подделку предположительно 1970–1980-ми годами.

Одна из коллизий прошедшего заседания суда заключалась в следующем. Вскоре после того, как в 2009 году Юлия Солонович увидела дома у Елены Баснер произведение Григорьева, она обратилась к внешне аналогичной работе из фондов Русского музея. Сторона обвинения настаивала на взаимосвязи этих событий, однако в ответ музейный сотрудник утверждала об отсутствии умысла и об иной последовательности мыслей и действий: только достав из папки в хранении работу и вспомнив об увиденной у Баснер, она проверила подлинность музейной вещи технологической экспертизой пигментов. Эта ситуация, а вместе с ней и субъективность критериев знаточества, понятна всякому, кто знаком с течением музейных будней, но явно вызвала подозрение юристов.

Многие вещи со временем позабылись, и свидетель смогла ответить не на все вопросы. Не раз во время перекрестного допроса свидетеля железная судейская логика вступала в ощутимое противоречие с рассуждениями музейщика и искусствоведа. Так, чтобы выяснить круг обязанностей научного сотрудника музея, представитель обвинения пытался отделить «научную работу» в строгом понимании от других музейных занятий. Вряд ли кто-то из интеллигентных музейных сотрудников готов принять такую постановку вопроса и ответить на него с требуемой в суде прямотой.

На следующее заседание, которое состоится через десять дней, будут приглашены другие сотрудники Русского музея, в частности Мария Черкасова, занимавшаяся исследованием работы из коллекции Андрея Васильева с технологической стороны.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+