18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

По делу Елены Баснер суд выслушал ключевого свидетеля

В Дзержинском районном суде города Санкт-Петербурга 7 апреля продолжилось рассмотрение дела Елены Баснер. Как известно, коллекционер Андрей Васильев обвиняет искусствоведа и эксперта аукционного дома Bukowskis Елену Баснер в соучастии в продаже ему поддельной работы Бориса Григорьева «Парижское кафе». На очередном заседании в течение четырех часов суд допрашивал старшего научного сотрудника Государственного Русского музея, хранителя отдела рисунка Юлию Солонович.

В 2011 году Юлия Солонович исследовала принадлежащую Андрею Васильеву работу и совместно с двумя другими специалистами обоснованно вынесла отрицательное заключение о ее подлинности. В зале суда она дополнительно описывала работу из коллекции Васильева как более яркую по цвету в сравнении с эталонными вещами Григорьева. Руководствуясь логикой и искусствоведческим опытом, Юлия Солонович сейчас датирует принадлежащую Васильеву подделку предположительно 1970–1980-ми годами.

Одна из коллизий прошедшего заседания суда заключалась в следующем. Вскоре после того, как в 2009 году Юлия Солонович увидела дома у Елены Баснер произведение Григорьева, она обратилась к внешне аналогичной работе из фондов Русского музея. Сторона обвинения настаивала на взаимосвязи этих событий, однако в ответ музейный сотрудник утверждала об отсутствии умысла и об иной последовательности мыслей и действий: только достав из папки в хранении работу и вспомнив об увиденной у Баснер, она проверила подлинность музейной вещи технологической экспертизой пигментов. Эта ситуация, а вместе с ней и субъективность критериев знаточества, понятна всякому, кто знаком с течением музейных будней, но явно вызвала подозрение юристов.

Многие вещи со временем позабылись, и свидетель смогла ответить не на все вопросы. Не раз во время перекрестного допроса свидетеля железная судейская логика вступала в ощутимое противоречие с рассуждениями музейщика и искусствоведа. Так, чтобы выяснить круг обязанностей научного сотрудника музея, представитель обвинения пытался отделить «научную работу» в строгом понимании от других музейных занятий. Вряд ли кто-то из интеллигентных музейных сотрудников готов принять такую постановку вопроса и ответить на него с требуемой в суде прямотой.

На следующее заседание, которое состоится через десять дней, будут приглашены другие сотрудники Русского музея, в частности Мария Черкасова, занимавшаяся исследованием работы из коллекции Андрея Васильева с технологической стороны.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+