18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

По делу Елены Баснер суд выслушал ключевого свидетеля

В Дзержинском районном суде города Санкт-Петербурга 7 апреля продолжилось рассмотрение дела Елены Баснер. Как известно, коллекционер Андрей Васильев обвиняет искусствоведа и эксперта аукционного дома Bukowskis Елену Баснер в соучастии в продаже ему поддельной работы Бориса Григорьева «Парижское кафе». На очередном заседании в течение четырех часов суд допрашивал старшего научного сотрудника Государственного Русского музея, хранителя отдела рисунка Юлию Солонович.

В 2011 году Юлия Солонович исследовала принадлежащую Андрею Васильеву работу и совместно с двумя другими специалистами обоснованно вынесла отрицательное заключение о ее подлинности. В зале суда она дополнительно описывала работу из коллекции Васильева как более яркую по цвету в сравнении с эталонными вещами Григорьева. Руководствуясь логикой и искусствоведческим опытом, Юлия Солонович сейчас датирует принадлежащую Васильеву подделку предположительно 1970–1980-ми годами.

Одна из коллизий прошедшего заседания суда заключалась в следующем. Вскоре после того, как в 2009 году Юлия Солонович увидела дома у Елены Баснер произведение Григорьева, она обратилась к внешне аналогичной работе из фондов Русского музея. Сторона обвинения настаивала на взаимосвязи этих событий, однако в ответ музейный сотрудник утверждала об отсутствии умысла и об иной последовательности мыслей и действий: только достав из папки в хранении работу и вспомнив об увиденной у Баснер, она проверила подлинность музейной вещи технологической экспертизой пигментов. Эта ситуация, а вместе с ней и субъективность критериев знаточества, понятна всякому, кто знаком с течением музейных будней, но явно вызвала подозрение юристов.

Многие вещи со временем позабылись, и свидетель смогла ответить не на все вопросы. Не раз во время перекрестного допроса свидетеля железная судейская логика вступала в ощутимое противоречие с рассуждениями музейщика и искусствоведа. Так, чтобы выяснить круг обязанностей научного сотрудника музея, представитель обвинения пытался отделить «научную работу» в строгом понимании от других музейных занятий. Вряд ли кто-то из интеллигентных музейных сотрудников готов принять такую постановку вопроса и ответить на него с требуемой в суде прямотой.

На следующее заседание, которое состоится через десять дней, будут приглашены другие сотрудники Русского музея, в частности Мария Черкасова, занимавшаяся исследованием работы из коллекции Андрея Васильева с технологической стороны.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+