18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Это приятно, когда не ты, а о тебе заботятся»

№31, март 2015
№31
Материал из газеты

Свою первую выставку в качестве дизайнера Юрий Аввакумов сделал в 1983 году (совместно с Евгением Ассом), и та была еще чисто архитектурной. А сейчас Аввакумова зовут, например, срочно делать миланскую Expo, но он пока думает

(c) Anna Kantemirova
(c) Anna Kantemirova
Справка

Юрий Аввакумов

1957 родился в Тирасполе
1981 окончил Московский архитектурный институт
1983–1988 преподает в МАРХИ
С 1984 организует выставки бумажной архитектуры, внедряет сам термин «бумажная архитектура»
1993–1994 преподает в Высшей школе дизайна в Карлсруэ

Еще…

Эта профессия вообще есть в тарифной сетке? Называется «экспозиционер»?

Нет, эта профессия называется «дизайн» или «оформление выставки». Она существует в расценках и Союза дизайнеров, и Комбината декоративно-оформительского искусства. Они действуют до сих пор: учитывается коэффициент пересчета советских рублей в российские, и все.

Часто случается, чтобы ты был участником выставки, но не экспозиционером, не делал ее как выставку?

Бывает. Потом приходишь на выставку и видишь, как экспонировали твою работу, — и иногда становится плохо. Но в целом это приятно, когда не ты, а о тебе кто-то заботится.

А бывает и такое. На выставке В сторону объекта в амстердамском Cтеделейк-музее (куратор Андрей Ерофеев) в 1990 году был мой объект — эвакуационная лестница, сваренная в крест (cейчас принадлежит ММОМА). Эта лестница была нарочито ржавой. Мы ее специально увозили за город, где она долго ржавела под открытым небом. И вот она приходит в Амстердам, распаковывается — и оказывается, что сотрудники РОСИЗО, перевозившие выставку, решили, что она не должна быть ржавой, что ржавчина как-то дискредитирует страну, и счистили всю ржавчину. Новенькая лестница. Слава богу, что Стеделейк был тогда полностью закрыт на какую-то санитарную паузу, и мы смогли форсировать процесс покрытия ржой, замотали лестницу тряпками, намоченными уксусной эссенцией, а сверху целлофаном, чтобы все там прело внутри. Запах, конечно, просочился. Музей весь пропах уксусом. Зато лестница была как надо.

Московский Манеж, пожалуй, главный выставочный зал страны. Сколько ты сделал выставок в Манеже?

Десяток, наверное. Первая была в 1990 году, к 100-летию Константина Мельникова. Открывалась два раза, потому что просто не успевали к открытию, а гости-участники уже приехали. Последней была выставка кимоно, открытая в самом начале прошлого года: 80 кимоно на специальных станках со встроенным светом — и больше ничего.

Потому эта деятельность для архитекторов, что все с материалом строительным связано?

Когда я пришел в эту профессию, выставками в основном занимались ребята из Строгановского училища. Сейчас действительно выставками изобразительного искусства занимается много выпускников Архитектурного института. Есть выставки, где нужен просто экспозиционер: нужно так или иначе расположить материал в пространстве на уже существующих стенах, подиумах, чтобы зрителю все было более-менее понятно и комфортно. А есть выставки, которые требуют проектирования и строительства стен, киосков, павильонов — иначе искусство не покажешь.

То есть экспозиционная задача всегда остается?

Не всегда. Иногда архитектора приглашают только для решения строительных задач, а собственно экспозицией занимаются кураторы. Но всегда есть ГОСТы по экспонированию и хранению произведений искусства. Соблюдение температурно-влажностного режима, освещение, надежное крепление и чтобы проезжала инвалидная коляска. Часть этих задач остается за хранителями, проектировщик должен просто эти требования знать и учитывать.

А на какую высоту вешать — это задача чья?

C высотой связано очень простое наблюдение: чаще всего, какого роста директор музея, такая и высота. Когда я делал выставку Владимира Татлина в Третьяковке, зная, что он был дядька высокого роста, вешал его работы на высоту, куда вообще в принципе не вешают — по-моему, 1,70 м по центру. Чтобы, когда люди смотрят, подбородок вот так держался. Татлин же звезда? И нужно смотреть, как на звезду, задрав голову.

Надо сказать, это сработало, потому что высота дает ощущение полета, но все зависит, конечно, от того, какие в твоем пространстве потолки. Нелепо, например, задирать голову в низком пространстве. В принципе, произведение должно быть перед зрителем на высоте его переносицы. Понятно, что у мужчин переносица повыше, у женщин и детей в среднем пониже. Понятно, что этикетки лучше не вешать ниже пояса — потому что половина народу на выставке окажется в смешной позе. Не говоря уже о том, что читать на такой высоте неудобно.

Полномочия экспозиционера распространяются и на шрифты этикеток?

В принципе, да, но некоторые музеи имеют свой фирменный стиль в этикетках. А в Германии, к примеру, размер и контрастность шрифта определяются ГОСТом.

Насколько это вообще рутина? Каждое утро пять звонков «сделайте выставку»?

Естественно, я отказываюсь и стараюсь не делать выставки, которые мне не интересны. Одно время делал только выставки русских авангардистов и этим гордился: Любовь Попова, Ольга Розанова, Владимир Татлин, Василий Ермилов… Очень ревновал, когда, условно, Лисицкого делал кто-то другой. Но есть замечательные художники, с ними просто увлекательно знакомиться в процессе проектирования. Тот же Василий Шухаев, художник не моего романа, но с удивительной судьбой. Вообще искусство — потрясающе живая материя. И делать выставки — это почти как коллекционировать.

От чего ты отказывался?

Много от чего, но меньше, чем следовало бы.

В антитезе «эффектность и эффективность» что тебе ближе?

Я за эффективность, естественно. Сейчас появилось много выставок, бьющих на внешний эффект. Часто за эффектом теряется содержание. А мне интересно искать какие-то ходы, которые экономят деньги заказчика. Это не задача, а, скорее, внедренная опция: когда начинал, это было от бедности, а превратилось в привычку изо всех сил экономить чужие деньги. Сейчас, к примеру, ГМИИ им. А. С. Пушкина готовит выставку Александра Калдера, и меня попросили заранее рассчитать число работ, которое сможет принять музей. Зачем? Очень просто: мобили и стабили Калдера застрахованы на миллионы долларов — зачем переплачивать за то, что потом не сможешь толком экспонировать?

То есть в ГМИИ им. А. С. Пушкина ты вроде главного?

В ГМИИ главный — директор, а я с 1988 года нигде не служу, работаю по договорам и с ГМИИ связан только контрактными обязательствами. Замечу между прочим, что выставки, спроектированные собственными силами, в Пушкинском стали, по-моему, сейчас на порядок лучше. И Обри Бердслей был хорош, и Пауля Клее замечательная выставка. И вообще в Москве профессиональный уровень проектирования выставок заметно поднялся.

Из-за чего вообще ты берешься за эту работу, кроме практических соображений? В чем кайф?

Я все-таки нахожусь в культурном поле, и мне важно быть в нем не только как потребитель, но и как проектировщик, куратор от слов «любить» и «заботиться». Ты вот знаешь, что у латинского слова cura 15 значений? Занимаясь вроде бы такой посконной деятельностью по расстановке стенок в пустых пространствах, ты опекаешь, сочиняешь, исследуешь, надзираешь, управляешь, почитаешь, ухаживаешь… Как с бумажной архитектурой: архитектура встретилась с изобразительным искусством.

Дизайнер интерьера, наверное, тоже может сказать: «Я занимаюсь связью между архитектурой и искусством».

Не всякий дизайнер интерьеров имеет возможность работать с музейными экспонатами.

Есть разные околохудожественные деятельности — связанные с изобразительным искусством. Есть художники, они иногда даже получают премии Кандинского, хотя к собственно изобразительному искусству их работа имеет слабое отношение. Но они разбираются в искусстве, могли бы, скажем, работать в министерстве. Работа экспозиционера тоже как будто из разряда таких, околохудожественных.

В этом смысле у меня все просто. Я работаю с выставками больше 30 лет и умею почти все: придумывать, описывать, проектировать, организовывать, выставлять и выставляться. Чего еще ты от меня хочешь?

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+