The Art Newspaper Russia
Поиск

Бориса Григорьева наконец отделили от русского авангарда

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939). «Автопортрет»

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939). «Автопортрет»

В Санкт-Петербурге 17 июня Дзержинский районный суд продолжил рассмотрение дела искусствоведа Елены Баснер, заслушав очередных трех свидетелей со стороны обвинения.

Первым перед судом предстал Евгений Солдатенков, заведующий отделом реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея (ГРМ) и один из авторов недавно опубликованных на его сайте материалов — трех справок, касающихся работы Бориса Григорьева из музейного собрания и копии-подделки, принадлежащей коллекционеру Андрею Васильеву. Уже не в первый раз отвечающие на судебном заседании музейщики четко проводят различия между оригиналом — «Парижским кафе» из собрания ГРМ — и принадлежащей Андрею Васильеву подделкой «В ресторане», но представители обвинения продолжают употреблять название «В ресторане» применительно к обеим работам.

В 1983 году художник-реставратор Солдатенков вместе с Еленой Баснер в составе музейной комиссии занимались чисто технической работой — в квартире коллекционера Бориса Окунева упаковывали перед отправкой в музей работы, переданные по завещанию его дочери. Картон Бориса Григорьева не относился к самым значительным произведениям в окуневском собрании, однако реставратор запомнил «Парижское кафе»: в отличие от других вещей в рамах и под стеклом, эта работа была в ужасном состоянии, покоробленная, как корыто. После поступления в музей ее отреставрировали, и в суде был зачитан подробный протокол реставрации, который не вызвал у нынешнего руководителя всех реставраторов Русского музея никаких возражений.

В вопросах Андрея Васильева к свидетелю снова возникло отклоненное в 2012 году обвинение в продаже нескольких работ Владимира Лебедева и рисунка Павла Филонова из принадлежащей Русскому музею коллекции Окунева — тогда после следственной проверки коллекционеру было отказано в возбуждении дела. Как сказала судья, истец по-прежнему пытается найти автора подделки и обвинить в этом музей, что не входит в задачу процесса.

Вторым перед судом выступила реставратор графики Елена Шашкова, ныне работающая в Государственном Эрмитаже, которая в 1984 году занималась картиной Бориса Григорьева «Парижское кафе». Она подтвердила все свои слова и описала плачевное состояние работы перед реставрацией, которая продолжалась примерно полгода.

После перерыва свидетелем выступал Андрей Крусанов, известный историк искусства русского авангарда и один из авторов метода относительной датировки живописи по содержанию изотопов в красочном слое. Он сразу заявил, что художник Григорьев не входит в круг его интересов. С обсуждаемой работой он познакомился по фото в 2011 году уже после выдвинутых Васильевым обвинений в адрес Елены Баснер. Тогда, помогая ей, он сличил три изображения, оказавшихся различными: работу из коллекции Васильева, русскомузейную вещь и репродукцию из «Моего журнала для немногих» Бурцева. Затем Крусанов помог с точным химическим анализом, поскольку использовавшийся в Русском музее прибор «Ультрамаг» не был совершенно надежен. Он взял с находившейся на экспертизе в ГРМ работы «В ресторане» пробы и в двух лабораториях, ГосНИИР и Московского музея современного искусства, получил одинаковые положительные результаты о наличии ФЦ-пигментов, появившихся только в конце 1930-х годов. Своими выводами он поделился с Еленой Баснер. Обвинение пыталось, но так и не смогло найти в отношениях между Крусановым и Баснер финансовую заинтересованность.

Отвечая на вопрос адвоката, относится ли Борис Григорьев к русскому авангарду, Андрей Крусанов прочел в зале суда впечатляющую мини-лекцию. Принадлежность Григорьева к русскому авангарду, которую справедливо оспаривает Крусанов, не совпадает с дефиницией, приведенной в справке Русского музея. Чтобы убедиться в правоте свидетеля, адвокат даже прибегла к авторитету Дмитрия Сарабьянова, процитированного Крусановым в первом томе его книги «Русский авангард».

Материалы по теме
Просмотры: 3858
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
6
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
7
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
10
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru