The Art Newspaper Russia
Поиск

Суд по делу Елены Баснер продолжает заслушивать свидетелей

В пятницу 17 апреля в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга продолжился допрос свидетелей по делу о продаже поддельной картины Бориса Григорьева «В ресторане» коллекционеру Андрею Васильеву, который обвиняет в мошенничестве видного искусствоведа и эксперта Елену Баснер. В самом начале заседания судебный пристав, проверяя явку, зачитал список свидетелей, который звучал почти как штатное расписание Государственного Русского музея: кроме фамилий вероятного владельца поддельной работы, гражданина Эстонии Валерия Аронсона и продавца картины Леонида Шумакова, в нем были перечислены десять имен сотрудников музея вплоть до замдиректора по научной работе Евгении Петровой. Вполне возможно, что кто-то из перечисленных появится в качестве свидетеля на следующих заседаниях, однако на этот раз суд сосредоточился на вопросах к Наталье Соломатиной, завсектором рисунка XVIII — начала XX века ГРМ.

Круг вопросов, обращенных к ней, в общем совпадал с теми, что задавались на прошлом заседании 7 апреля Юлии Солонович, хранителю фонда.

В 2011 году Наталья Соломатина принимала участие в исследовании принадлежащей Васильеву работы «В ресторане», которая поступила в музей на экспертизу незадолго до открытия персональной выставки Григорьева в апреле 2011 года.

В результате комплексной экспертизы авторство Бориса Григорьева было, по общему мнению, отвергнуто. Заключение, подписанное Юлией Солонович, Натальей Соломатиной и Мариной Черкасовой, которая производила технико-технологическое исследование, было заверено Евгенией Петровой. В нем говорилось, что по целой совокупности признаков представленная работа является копией с оригинала, однако копия не могла выйти из-под руки Григорьева.

Стоит напомнить, что Русский музей обладает работой Бориса Григорьева «Парижское кафе», которая датирована 1913 годом и в 1946 году была приобретена знаменитым коллекционером Борисом Окуневым. В 1983 году эта работа была передана в дар музею вместе с большим количеством произведений русской и советской живописи из собрания Окунева, показанных в 1987 году на выставке.

В 1984 году была проведена массированная реставрация плохо сохранившейся работы Григорьева, в результате которой был дублирован картон и утрачены надписи на обороте. Работа из Русского музея фотографировалась в 2009 году, но фотография к первой и самой существенной реставрации отсутствует. В 2011 году «Парижское кафе» было воспроизведено в каталоге большой персональной выставки Григорьева. В течение всего заседания суд выяснял судьбу фотографии, которая, по мнению обвинения, послужила основой для создания подделки.

В зале суда была продемонстрирована приобретенная Васильевым работа «В ресторане», и Наталья Соломатина дала четкие и уверенные ответы на все вопросы прокурора. Часть их касалась принятых в Русском музее правил копирования работ и обстоятельств изготовления копий: Андрей Васильев не раз обвинял в прессе Русский музей чуть ли не в массовом производстве подделок.

И прокурор и адвокат пытались вникнуть в искусствоведческие формулировки, но свидетелем еще раз было заявлено, что хранитель отдела рисунка Юлия Солонович не подтверждала авторства Бориса Григорьева относительно «В ресторане». По мнению Соломатиной, Елена Баснер как один из авторов каталога собрания Окунева знала о существовании в Русском музее работы Бориса Григорьева «Парижское кафе», но с годами могла это забыть.

Следующее заседание состоится 27 апреля. Из Русского музея запрошены все документы, касающиеся истории реставрации работы «Парижское кафе». Как и следовало ожидать, суд направил повестку заместителю директора Русского музея по научной работе Евгении Петровой, которую планируется выслушать в качестве свидетеля.

Материалы по теме
Просмотры: 4346
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
4
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
5
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
8
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
9
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
10
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru