Кирилл Фирсов: «Железный век в ГИМе мы воссоздали с помощью „перемещенных ценностей“ из Берлина»

В Историческом музее до 15 июля работает выставка «Железный век. Европа без границ». Куратор проекта, главный хранитель отдела археологических памятников Кирилл Фирсов рассказал нам о подробностях этого сложного проекта

Куратор проекта, главный хранитель отдела археологических памятников музея Кирилл Фирсов. Фото: Исторический музей
Куратор проекта, главный хранитель отдела археологических памятников музея Кирилл Фирсов.
Фото: Исторический музей

В чем особенность проекта «Железный век. Европа без границ» в Историческом музее?

В первую очередь то, что в основе выставки — памятники, которые были перемещены в 1945 году из Берлина в СССР. Она входит в серию выставок, работа над которыми идет уже около 20 лет: первой была «Эпоха Меровингов. Европа без границ» (2007), потом «Бронзовый век» (2013), и вот, наконец, настала очередь железного века. У нас уже сложился огромный авторский коллектив с российской стороны (ГИМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж) и немецкой. Когда-то эту исследовательскую работу впервые предложили начать именно немцы, которые просто не могли понять, где находятся те экспонаты, которые были у них изъяты.

Германская сторона знала, что эти предметы уцелели, или считала их погибшими?

Они знали, что вещи были у них вывезены, но что случилось с ними в дальнейшем — им было неизвестно: сохранились они или нет, где находятся, в каком музее. Мы начали изучение и выяснили, что в трех крупнейших музеях России хранится часть этой огромной коллекции. Началась очень долгая работа: выявление, научное описание, создание подробных каталогов. Вещи лежали в запасниках совершенно неисследованные и нередко в плохом состоянии, требующем реставрации. Кстати, у нас в каталоге этой выставки 720 страниц, такого еще не было — по двум предыдущим выставкам каталоги были меньше, потому что тут такое большое количество предметов. На этой выставке более 1300, при этом в Эрмитаже на выставке «Железный век» (ноябрь 2020 — февраль 2021) было чуть больше предметов. По сравнению с петербургским проектом мы немного изменили художественную и научную концепцию.

Фрагмент экспозиции «Железный век. Европа без границ». Фото: Исторический музей
Фрагмент экспозиции «Железный век. Европа без границ».
Фото: Исторический музей

Эрмитаж — второй главный участник выставки. А кто еще в ней участвует?

Пропорционально участие музеев таково: Эрмитаж предоставил около 500 экспонатов, Исторический музей — более 500, ГМИИ — 98 вещей, Государственные музеи Берлина — 215 предметов. Привезенное из Германии — это остатки тех немецких археологических коллекций, единых комплексов (погребений, поселений, святилищ), основное ядро которых было перемещено в СССР. Причем, как показало наше исследование, принцип, по которому предметы распределялись в советское время, был совершенно произволен и непредсказуем, даже из одного археологического комплекса вещи почему-то попадали в разные музеи. На нашей выставке вещи из многих погребений впервые за почти 80 лет воссоединились в одной витрине. Скажем, вот витрина с объектами из кельтских «княжеских» погребений в Бессерингене (Саар, Германия): составные части колесницы, декоративные накладки остались в Берлине, золотая гривна оказалась в ГМИИ, а фрагмент кувшина — в Эрмитаже.

Что это было за немецкое собрание?

Конкретно речь идет о коллекции Музея доисторического периода и ранней истории (Фонд прусского культурного наследия), который находится на берлинском Музейном острове. Это археологические памятники, которые попали в немецкий музей в XIX веке и до 1914 года (когда пополнение коллекций приостановилось по объективным причинам), это были как и находки германских археологов, так и покупки предметов, найденных иностранцами, включая наше Причерноморье — скифские вещи.

Помимо «перемещенных ценностей», чем дополнена эта выставка?

Ее главной темой является все-таки не конкретно «трофейное» искусство, а железный век сам по себе — эпоха, когда совершенно на разных территориях взрывообразно все начали изготавливать железные орудия. Поэтому мы дополнили «немецкие» предметы теми вещами из давних «русских» коллекций, которые являются наиболее представительными для этой эпохи, чтобы показать контекст, окружение, связи. «Немецких» вещей здесь немногим более половины, около 60%. А все остальное — сугубо российские коллекции, причем из них мы взяли самые характерные предметы.

Канфар. Россия, Кубанская обл., Екатеринодарский отдел, ст. Северская. II–I вв. до н. э. Фото: Исторический музей
Канфар. Россия, Кубанская обл., Екатеринодарский отдел, ст. Северская. II–I вв. до н. э.
Фото: Исторический музей

Каков в итоге получился охват выставки, географический и хронологический?

Мы не стали брать все культуры этого периода — охват получился бы уж слишком грандиозный, и сосредоточились на самых ярких и важных образцах. Причем именно европейских — от Атлантического побережья до Урала. Есть и кусочек Турции — там были кельты-галаты. Две основные составляющие — гальштатская культура и латенская культура. Самыми ранними экспонатами оказались итальянские — Х–VIII века до н.э. (этруски, культура Виллановы).

Скифо-сарматскую часть экспозиции вообще можно назвать галереей драгоценностей. Мы показываем золотые шедевры из больших царских скифских курганов, раскопанных еще в XIX веке и тогда же попавших в Эрмитаж и ГИМ, — из Солохи, Чертомлыка, Куль-Обы. Впервые целиком выставляются находки из кубанского Северского кургана — это уже знаковая коллекция Исторического музея, раскопки Владимира Сизова 1881 года.

Что в дальнейшем в планах у проекта «Европа без границ»?

Остался неохваченным один важный период — с I по IV век н.э. Можно назвать его римским периодом, однако мы собираемся показывать не Рим, а те народы, те культуры, которые существовали в это время под его воздействием.


Государственный исторический музей
«Железный век. Европа без границ»
До 15 июля

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+