Выставка «Железный век. Европа без границ» открывается в Эрмитаже

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Огромный проект — 1700 предметов — завершает трилогию выставок в Эрмитаже, реализованных под девизом «Европа без границ» и посвященных «варварскому искусству» народов, населявших наш континент на протяжении 4,5 тыс. лет

Сосуд с изображением скифов. IV в. до н. э. Фото: Государственный Эрмитаж, 2020
Сосуд с изображением скифов. IV в. до н. э.
Фото: Государственный Эрмитаж, 2020

Цикл «Европа без границ» был начат выставками «Эпоха Меровингов» (2007), посвященной раннему Средневековью, и «Бронзовый век» (2013), представившей древности IV–I тысячелетия до н.э. Безграничность особенно ярко выражена именно «Железным веком», объединившим искусство от Урала до Андалусии в попытке сложить мозаику из артефактов гальштатской культуры, искусства кельтов, испытавших влияние греков и этрусков, искусства скифов, сарматов и существовавших одновременно с ними лесных культур Восточной Европы.

Все три выставки — итог совместной исследовательской работы российских и немецких специалистов. Они демонстрируют возможности сотрудничества на столь сложном поле, каким является так называемое перемещенное, или трофейное, искусство — произведения, вывезенные из Германии после окончания Второй мировой войны (в данном случае — из Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина — Фонда прусского культурного наследия), а затем распределенные советскими чиновниками в основном между Историческим музеем, ГМИИ и Эрмитажем.

Основной принцип показа «Железного века» — хронологический, выставка состоит из пяти крупных разделов. Первый называется «Эпоха Гальштата. Культурный ландшафт в Южной и Центральной Европе». В 1846 году горных дел мастер Иоганн Георг Рамзауэр нашел в горах Верхней Австрии недалеко от города Гальштат семь древних захоронений. Потом было много находок от Болоньи до берегов Балтийского моря, относящихся к первой половине I тысячелетия до н.э.

Бутыль с линзовидным туловом. V в. до н. э. Фото: Claudia Klein/Staatliche Museen zu Berlin/Museum für Vor- und Frühgeschichte
Бутыль с линзовидным туловом. V в. до н. э.
Фото: Claudia Klein/Staatliche Museen zu Berlin/Museum für Vor- und Frühgeschichte

Большие удила свидетельствуют, что люди приручили крупных лошадей. Якореобразные застежки повозочной упряжи — что животных использовали в дальних походах. Набор из четырех гривен показывает, что представители гальштатской культуры научились обрабатывать железо не хуже, чем мягкие благородные металлы. Особый интерес представляют лицевые и домовидные урны — сосуды, в которых находился прах умерших. Первые, возможно, изображали усопшего, они позволяют определить его социальный статус. Домовидные урны совсем не обязательно отражают вид жилища той территории, на которой было открыто погребение. Исследователи обратили внимание: погребений с такими урнами много вблизи рек, которые служили основными торговыми путями. По ним могли перемещаться идеи о форме урны. Иногда урны перекрывали реальными металлическими шлемами.

Второй раздел — «Эпоха Латена. Мир кельтов». В середине XIX века в местечке Ла-Тен в Швейцарии на берегу озера Невшатель было обнаружено кельтское святилище. Эта и другие находки позволили археологам говорить о латенской культуре, существовавшей во второй половине I тысячелетия до н.э. по всей Западной Европе. Среди ярких произведений этой культуры — поясная пряжка с маской, найденная в Баварии, бронзовые накладки с волнообразным декором из Комаккьо недалеко от Феррары, фибула с масками бородатых мужчин, найденная вне основного ареала кельтов. Сосуды, гривны и браслеты IV века до н.э. были обнаружены Гансом Ниггеманом в окопе, вырытом на полях Первой мировой войны. Это было в Санси на берегу Эны. Любопытно, что новые успешные раскопки проводились там же в 1970–1994 годах.

Пластины. Вторая половина IV в. до н. э. Фото: Государственный Эрмитаж
Пластины. Вторая половина IV в. до н. э.
Фото: Государственный Эрмитаж

Российские разделы выставки называются «Скифы и греки в Северном Причерноморье», «Народы между Европой и Азией», «Племена многолюдные и особые. Лесные культуры Восточной Европы». Это еще один повод для посетителей Эрмитажа насладиться совершенным скифским золотом, инкрустированными железом бронзовыми пряжками и наконечниками культовых жезлов с динамичными сценами боевых действий кобанской культуры, а также каменными зернотерками, костяными гарпунами и железными кинжалами лесных людей.

Во вступлении к каталогу директора музеев — участников выставки отмечают, что человечество и сейчас продолжает жить в эпоху железа, а значит, необходимо продолжать исследовать ее истоки, а также придумывать новые совместные проекты. Ближайший уже анонсирован — «Античная вазопись».

Государственный Эрмитаж
Железный век. Европа без границ. Первое тысячелетие до н.э.
10 ноября – 28 февраля 2021

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+