Выставка «Железный век. Европа без границ» открывается в Эрмитаже

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Огромный проект — 1700 предметов — завершает трилогию выставок в Эрмитаже, реализованных под девизом «Европа без границ» и посвященных «варварскому искусству» народов, населявших наш континент на протяжении 4,5 тыс. лет

Сосуд с изображением скифов. IV в. до н. э. Фото: Государственный Эрмитаж, 2020
Сосуд с изображением скифов. IV в. до н. э.
Фото: Государственный Эрмитаж, 2020

Цикл «Европа без границ» был начат выставками «Эпоха Меровингов» (2007), посвященной раннему Средневековью, и «Бронзовый век» (2013), представившей древности IV–I тысячелетия до н.э. Безграничность особенно ярко выражена именно «Железным веком», объединившим искусство от Урала до Андалусии в попытке сложить мозаику из артефактов гальштатской культуры, искусства кельтов, испытавших влияние греков и этрусков, искусства скифов, сарматов и существовавших одновременно с ними лесных культур Восточной Европы.

Все три выставки — итог совместной исследовательской работы российских и немецких специалистов. Они демонстрируют возможности сотрудничества на столь сложном поле, каким является так называемое перемещенное, или трофейное, искусство — произведения, вывезенные из Германии после окончания Второй мировой войны (в данном случае — из Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина — Фонда прусского культурного наследия), а затем распределенные советскими чиновниками в основном между Историческим музеем, ГМИИ и Эрмитажем.

Основной принцип показа «Железного века» — хронологический, выставка состоит из пяти крупных разделов. Первый называется «Эпоха Гальштата. Культурный ландшафт в Южной и Центральной Европе». В 1846 году горных дел мастер Иоганн Георг Рамзауэр нашел в горах Верхней Австрии недалеко от города Гальштат семь древних захоронений. Потом было много находок от Болоньи до берегов Балтийского моря, относящихся к первой половине I тысячелетия до н.э.

Бутыль с линзовидным туловом. V в. до н. э. Фото: Claudia Klein/Staatliche Museen zu Berlin/Museum für Vor- und Frühgeschichte
Бутыль с линзовидным туловом. V в. до н. э.
Фото: Claudia Klein/Staatliche Museen zu Berlin/Museum für Vor- und Frühgeschichte

Большие удила свидетельствуют, что люди приручили крупных лошадей. Якореобразные застежки повозочной упряжи — что животных использовали в дальних походах. Набор из четырех гривен показывает, что представители гальштатской культуры научились обрабатывать железо не хуже, чем мягкие благородные металлы. Особый интерес представляют лицевые и домовидные урны — сосуды, в которых находился прах умерших. Первые, возможно, изображали усопшего, они позволяют определить его социальный статус. Домовидные урны совсем не обязательно отражают вид жилища той территории, на которой было открыто погребение. Исследователи обратили внимание: погребений с такими урнами много вблизи рек, которые служили основными торговыми путями. По ним могли перемещаться идеи о форме урны. Иногда урны перекрывали реальными металлическими шлемами.

Второй раздел — «Эпоха Латена. Мир кельтов». В середине XIX века в местечке Ла-Тен в Швейцарии на берегу озера Невшатель было обнаружено кельтское святилище. Эта и другие находки позволили археологам говорить о латенской культуре, существовавшей во второй половине I тысячелетия до н.э. по всей Западной Европе. Среди ярких произведений этой культуры — поясная пряжка с маской, найденная в Баварии, бронзовые накладки с волнообразным декором из Комаккьо недалеко от Феррары, фибула с масками бородатых мужчин, найденная вне основного ареала кельтов. Сосуды, гривны и браслеты IV века до н.э. были обнаружены Гансом Ниггеманом в окопе, вырытом на полях Первой мировой войны. Это было в Санси на берегу Эны. Любопытно, что новые успешные раскопки проводились там же в 1970–1994 годах.

Пластины. Вторая половина IV в. до н. э. Фото: Государственный Эрмитаж
Пластины. Вторая половина IV в. до н. э.
Фото: Государственный Эрмитаж

Российские разделы выставки называются «Скифы и греки в Северном Причерноморье», «Народы между Европой и Азией», «Племена многолюдные и особые. Лесные культуры Восточной Европы». Это еще один повод для посетителей Эрмитажа насладиться совершенным скифским золотом, инкрустированными железом бронзовыми пряжками и наконечниками культовых жезлов с динамичными сценами боевых действий кобанской культуры, а также каменными зернотерками, костяными гарпунами и железными кинжалами лесных людей.

Во вступлении к каталогу директора музеев — участников выставки отмечают, что человечество и сейчас продолжает жить в эпоху железа, а значит, необходимо продолжать исследовать ее истоки, а также придумывать новые совместные проекты. Ближайший уже анонсирован — «Античная вазопись».

Государственный Эрмитаж
Железный век. Европа без границ. Первое тысячелетие до н.э.
10 ноября – 28 февраля 2021

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+