18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бронзовый век. Европа без границ

Выставка Бронзовый век. Европа без границ — совместный проект Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина при участии Фонда прусского культурного наследия. После показа этим летом в Санкт-Петербурге в октябре она открывается в Москве. Объединить под одной крышей рассеянные по музеям археологические находки IV–I тыс. до н. э. с обширной территории от Атлантического океана до Урала — решение важное. Прежде всего для археологов; впрочем, менее подготовленная публика тоже не будет разочарована.

«Собранные на нашу выставку высокохудожественные вещи из золота и бронзы будут интересны любому посетителю, не только специалисту», — уверена археолог, сотрудник Исторического музея Елена Каверзнева. Ведь кураторы выставки замыслили показать на этом материале первую в истории Европы эпоху, когда, благодаря появлению бронзы, а затем железа и изобретению повозок, запряженных лошадьми, первобытная замкнутость сменилась активными связями между народами, населявшими в ту пору континент.

С таким размахом бронзовый век представлен, пожалуй, впервые: и по числу экспонатов — более 1700, и по географическому охвату. В их числе — предметы, найденные на европейской территории России, в Польше, Германии, Испании. К примеру, воссоединившиеся через почти 200 лет вещи из Галичского клада, обнаруженного в Костромской губернии в 1836 году: десять литых бронзовых идолов, наконечники стрел, ножи, браслеты, подвески, большой бронзовый кинжал с рукояткой в форме змеи. Поражают мастерством выделки золотые и серебряные сосуды, ритуальные фигурки быков с юга России — из Майкопского кургана и гробниц станицы Новосвободная; бронзовые божества, оружие и украшения из могильников кобанской археологической культуры Северного Кавказа.

Здесь ясно понимаешь, что бронзовый век — это время, когда между далекими предками европейцев начался обмен ценностями в форме зачатков торговли и в результате военных походов. Взять, к примеру, клад, найденный у села Бородино в Бессарабской губернии в 1912 году. Массивная серебряная булавка и кинжал из него типичны для эгейской цивилизации, булавы из мыльного камня похожи на северокавказские, наконечники копий — на вещи из Поволжья, а ритуальные боевые топоры из саянского нефрита напоминают те, что Генрих Шлиман обнаружил в Трое. Клады не принадлежат какой-то определенной археологической культуре, поясняет Елена Каверзнева. Эти предметы собирались и передавались из поколения в поколение. И однажды, в минуту опасности, были спрятаны. В современном мире, похоже, отношение к ценностям не сильно отличается от бронзового века. Ими так же обмениваются, их завоевывают, хранят или прячут в смутные времена. На эту мысль наводят трофейные вещи из немецких музеев, которые оказались в СССР после войны. Например, уже включенное в основную экспозицию ГМИИ им. Пушкина золото Трои или впервые покинувший его запасники клад из Эберсвальде, крупнейшее из найденных в Германии собраний золотых изделий бронзового века. В июне, на вернисаже в Санкт-Петербурге, канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала Россию вернуть Германии перемещенные ценности и получила отказ. Сокровища бронзового века по-прежнему в цене.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+