18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бронзовый век. Европа без границ

courtesy гим
courtesy гим

Выставка Бронзовый век. Европа без границ — совместный проект Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина при участии Фонда прусского культурного наследия. После показа этим летом в Санкт-Петербурге в октябре она открывается в Москве. Объединить под одной крышей рассеянные по музеям археологические находки IV–I тыс. до н. э. с обширной территории от Атлантического океана до Урала — решение важное. Прежде всего для археологов; впрочем, менее подготовленная публика тоже не будет разочарована.

«Собранные на нашу выставку высокохудожественные вещи из золота и бронзы будут интересны любому посетителю, не только специалисту», — уверена археолог, сотрудник Исторического музея Елена Каверзнева. Ведь кураторы выставки замыслили показать на этом материале первую в истории Европы эпоху, когда, благодаря появлению бронзы, а затем железа и изобретению повозок, запряженных лошадьми, первобытная замкнутость сменилась активными связями между народами, населявшими в ту пору континент.

С таким размахом бронзовый век представлен, пожалуй, впервые: и по числу экспонатов — более 1700, и по географическому охвату. В их числе — предметы, найденные на европейской территории России, в Польше, Германии, Испании. К примеру, воссоединившиеся через почти 200 лет вещи из Галичского клада, обнаруженного в Костромской губернии в 1836 году: десять литых бронзовых идолов, наконечники стрел, ножи, браслеты, подвески, большой бронзовый кинжал с рукояткой в форме змеи. Поражают мастерством выделки золотые и серебряные сосуды, ритуальные фигурки быков с юга России — из Майкопского кургана и гробниц станицы Новосвободная; бронзовые божества, оружие и украшения из могильников кобанской археологической культуры Северного Кавказа.

Здесь ясно понимаешь, что бронзовый век — это время, когда между далекими предками европейцев начался обмен ценностями в форме зачатков торговли и в результате военных походов. Взять, к примеру, клад, найденный у села Бородино в Бессарабской губернии в 1912 году. Массивная серебряная булавка и кинжал из него типичны для эгейской цивилизации, булавы из мыльного камня похожи на северокавказские, наконечники копий — на вещи из Поволжья, а ритуальные боевые топоры из саянского нефрита напоминают те, что Генрих Шлиман обнаружил в Трое. Клады не принадлежат какой-то определенной археологической культуре, поясняет Елена Каверзнева. Эти предметы собирались и передавались из поколения в поколение. И однажды, в минуту опасности, были спрятаны. В современном мире, похоже, отношение к ценностям не сильно отличается от бронзового века. Ими так же обмениваются, их завоевывают, хранят или прячут в смутные времена. На эту мысль наводят трофейные вещи из немецких музеев, которые оказались в СССР после войны. Например, уже включенное в основную экспозицию ГМИИ им. Пушкина золото Трои или впервые покинувший его запасники клад из Эберсвальде, крупнейшее из найденных в Германии собраний золотых изделий бронзового века. В июне, на вернисаже в Санкт-Петербурге, канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала Россию вернуть Германии перемещенные ценности и получила отказ. Сокровища бронзового века по-прежнему в цене.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+