Бронзовый век. Европа без границ

courtesy гим
courtesy гим

Выставка Бронзовый век. Европа без границ — совместный проект Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина при участии Фонда прусского культурного наследия. После показа этим летом в Санкт-Петербурге в октябре она открывается в Москве. Объединить под одной крышей рассеянные по музеям археологические находки IV–I тыс. до н. э. с обширной территории от Атлантического океана до Урала — решение важное. Прежде всего для археологов; впрочем, менее подготовленная публика тоже не будет разочарована.

«Собранные на нашу выставку высокохудожественные вещи из золота и бронзы будут интересны любому посетителю, не только специалисту», — уверена археолог, сотрудник Исторического музея Елена Каверзнева. Ведь кураторы выставки замыслили показать на этом материале первую в истории Европы эпоху, когда, благодаря появлению бронзы, а затем железа и изобретению повозок, запряженных лошадьми, первобытная замкнутость сменилась активными связями между народами, населявшими в ту пору континент.

С таким размахом бронзовый век представлен, пожалуй, впервые: и по числу экспонатов — более 1700, и по географическому охвату. В их числе — предметы, найденные на европейской территории России, в Польше, Германии, Испании. К примеру, воссоединившиеся через почти 200 лет вещи из Галичского клада, обнаруженного в Костромской губернии в 1836 году: десять литых бронзовых идолов, наконечники стрел, ножи, браслеты, подвески, большой бронзовый кинжал с рукояткой в форме змеи. Поражают мастерством выделки золотые и серебряные сосуды, ритуальные фигурки быков с юга России — из Майкопского кургана и гробниц станицы Новосвободная; бронзовые божества, оружие и украшения из могильников кобанской археологической культуры Северного Кавказа.

Здесь ясно понимаешь, что бронзовый век — это время, когда между далекими предками европейцев начался обмен ценностями в форме зачатков торговли и в результате военных походов. Взять, к примеру, клад, найденный у села Бородино в Бессарабской губернии в 1912 году. Массивная серебряная булавка и кинжал из него типичны для эгейской цивилизации, булавы из мыльного камня похожи на северокавказские, наконечники копий — на вещи из Поволжья, а ритуальные боевые топоры из саянского нефрита напоминают те, что Генрих Шлиман обнаружил в Трое. Клады не принадлежат какой-то определенной археологической культуре, поясняет Елена Каверзнева. Эти предметы собирались и передавались из поколения в поколение. И однажды, в минуту опасности, были спрятаны. В современном мире, похоже, отношение к ценностям не сильно отличается от бронзового века. Ими так же обмениваются, их завоевывают, хранят или прячут в смутные времена. На эту мысль наводят трофейные вещи из немецких музеев, которые оказались в СССР после войны. Например, уже включенное в основную экспозицию ГМИИ им. Пушкина золото Трои или впервые покинувший его запасники клад из Эберсвальде, крупнейшее из найденных в Германии собраний золотых изделий бронзового века. В июне, на вернисаже в Санкт-Петербурге, канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала Россию вернуть Германии перемещенные ценности и получила отказ. Сокровища бронзового века по-прежнему в цене.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+