18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Ковер, вытканный золотом жертв нацистов, нашли в Лувре

№91
Материал из газеты

Правительство Германии могло бы попытаться вернуть его на родину, хотя немцы, возможно, не очень хотят обратно экспонат с настолько темным прошлым

Настенный ковер с жутким провенансом хранится в запасниках Лувра в Париже. На огромном полотне площадью 30 кв. м выткан геральдический орел со свастикой на груди и крупные инициалы Адольфа Гитлера “AH”. Лозунг посередине — цитата из книги диктатора «Моя борьба»: «Кто хочет жить, тот должен бороться». И это еще не все: в ковер вплетено 3,5 кг золотой нити. Внизу значится год создания — 1942.

Где же в самый разгар Второй мировой вой­ны нацисты нашли 3,5 кг золота? В январе 1942 года на Ванзейской конференции было принято решение истребить все еврейское население Европы. Хотя вторая часть цитаты из книги Гитлера не выткана на ковре, она звучит так: «…а кто в этом мире вечной борьбы не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь». Ни в одной из немногих официальных бумаг, относящихся к этому произведению ткацкого искусства, не уточняется происхождение золота. Скорее всего, это переплавленные драгоценности, принадлежавшие еврейским семьям, отправленным в концлагеря. Или золотые зубы тех, кого казнили в газовых камерах. Так что этот страшный ковер может быть создан из наследия тысяч убитых.

The Art Newspaper решила выяснить, как нацистская реликвия оказалась в Лувре, где пылилась в запасниках. СМИ после войны о ковре особо не сообщали. А вот в архивах США и Франции удалось найти кое-что интересное. Оказалось, что 22 апреля 1949 года ковер прибыл в пункт сбора армии США в Мюнхене, куда свозили перемещенные во время войны ценности. В отчете Эли Дубински, представителя Франции в пункте сбора, говорится, что 3,5 кг золота для гобелена были предоставлены нацистской партией. Сначала считалось, что он создан в Париже на старейшей фабрике Gobelins. Однако после экспертизы, проведенной в 1949 году официальным уполномоченным, француженкой Роз Валлан, выяснилось, что ковер был выткан на фабрике в Нимфенбурге, на окраине Мюнхена. Тем не менее начальник мюнхенского пункта сбора Стефан Мансинг распорядился отправить шпалеру во Францию. Это было неожиданное решение, поскольку Франции должны были возвращать только произведения искусства, вывезенные из страны. Уже со следующим конвоем, 9 июня 1949 года, ковер отправили в Париж. Вскоре после этого он был передан в Лувр.

Шпалера не принадлежит Лувру, она хранится в музее как объект программы «Восстановление национальных музеев», как и еще 2 тыс. произведений, обнаруженных в Германии в 1945 году. Считается, что это предметы из Франции, имена владельцев которых неизвестны, так что вернуть их невозможно. Коллекция «Восстановления национальных музеев» должна быть доступна публике, что, как сообщают правила программы, «исключает длительное хранение в запасниках». Однако, по понятным причинам, ковер никогда не выставлялся, и даже его цветные фотографии нигде не публиковались.

Теоретически власти Германии могли бы попытаться вернуть артефакт на родину, хотя немцы, возможно, не очень хотят обратно экспонат с настолько темным прошлым. В Лувре запрос The Art Newspaper переадресовали в Министерство культуры, где признали, что ковер «действительно отправили во Францию, хотя создан он был в другой стране». При этом министерство изменило статус предмета. Прежде в архивах музея он значился как «вероятно, трофейное искусство» — через пять дней после запроса газеты стал «не трофейным». По словам пресс-секретаря, в музее просто исправили ошибку, поскольку «нет конкретной жертвы» конфискации или принудительной продажи. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+