Европейские гастроли Репина начались с родной ему Финляндии

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Ретроспективу главного русского художника сначала покажут в Хельсинки, а затем в Париже

Илья Репин. «Черная женщина». 1875–1876. Фото: Государственный Русский музей
Илья Репин. «Черная женщина». 1875–1876.
Фото: Государственный Русский музей

Новая попытка внедрить в сознание как массового, так и профессионального зрителя на Западе, что Илья Репин — такая же часть мировой истории искусства, как и его современники Дега, Моне и Ренуар.

В России картины Репина давно разобраны по школьным учебникам. Он часть национального фольклора — вспомним хотя бы сюжет «Не ждали». Но это, что называется, местные радости — миру надо предъявить универсальные ценности. Сейчас, когда растет интерес к общественно-политическим взглядам любого художника и падает интерес к искусству модернизма, самое время для выставки автора картин «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и «17 октября 1905 года». Впрочем, в главном художественном музее Хельсинки Атенеум впервые задумались об этом проекте 25 лет назад, когда в моде были совсем другие тренды.

Первая остановка выставки в столице Финляндии естественна: почти 30 лет Репин прожил на территории этой страны. Сперва, в самом начале ХХ века,  вполне осознанно сбежав от петербургской суеты на ПМЖ в усадьбу Пенаты в местечке Куоккала на Карельском перешейке. А потом, так же сознательно, наотрез отказавшись перебраться в большевистскую Россию (определение «вернуться» в этом случае неуместно).

На картине изображены дочери художника — Вера и Надежда Репина. 1877. Фото: Государственная Третьяковская галерея
На картине изображены дочери художника — Вера и Надежда Репина. 1877.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Под знамена репинского проекта собрано 130 произведений из музеев и частных коллекций. Главные держатели Репина — Русский музей и Третьяковская галерея — проявили завидную щедрость. Русский музей снял для выставки всю репинскую постоянную экспозицию (три зала) в Михайловском дворце. Только «Торжественное заседание Государственного совета», которое занимает отдельное персональное помещение, осталось на своем месте. Помимо «Бурлаков» и «17 октября», в Хельсинки из Петербурга уехали «Запорожцы», «Садко», «Какой простор!», «Портрет Александра Глазунова», «Портрет Веры Шевцовой», «Чернокожая женщина», «Лев Николаевич Толстой босой». Из фондов извлечено жанровое «Приготовление к экзамену» (1864), которое Репин называл своей первой картиной. Ему тогда было 20 лет, и он только начинал учиться в Академии художеств. 

Среди рисунков, кроме изображений дочери Надежды и второй жены, Наталии Нордман-Северовой, важных в контексте портретного творчества Репина, на выставке демонстрируется редкий городской пейзаж «Невский проспект».

Третьяковская галерея также предоставила хиты — самый известный «Автопортрет» (1887), картины «На солнце. Портрет Надежды Репиной», «Царевна Софья», «Портрет Модеста Мусоргского», «Портрет баронессы Варвары Икскуль фон Гильденбанд». Даже российской публике мало известен трогательный «Портрет отца» (ГРМ) с читающим книгу Ефимом Репиным (судя по ее толщине, он читает Библию). Или жутковатая сцена «Хирург Е.В.Павлов в операционном зале» (ГТГ), где врач орудует молотком и зубилом, а его ассистенты держат пациента за тощие ноги.

Илья Репин. Портрет художника Аксели Галлен-Каллела. 1920. Фото: Художественный музей Ateneum (Konstmuseet Ateneum) / Jenni Nurmine
Илья Репин. Портрет художника Аксели Галлен-Каллела. 1920.
Фото: Художественный музей Ateneum (Konstmuseet Ateneum) / Jenni Nurmine

В собрании самого Атенеума находится замечательный корпус из 116 репинских произведений, в основном рисунков. Но есть важные для понимания репинской кармы портреты Наталии Нордман-Северовой, сердечного друга и коллеги Елизаветы Званцевой, просто друга и соратника Николая Мурашко, поздний портрет «Пишущий доктор». Часть из них была подарена самим Репиным Финскому художественному обществу. Вместе все эти работы создают профиль честного мастера, который потратил всю свою долгую жизнь на то, чтобы избегать многих искушений: пыльного академизма, плакатного передвижничества, новомодного экспрессионизма. Репин сумел передать вселенскую печаль в глазах гениального Мусоргского. И холодный взгляд баронессы, за которым пряталась душа либералки и благотворительницы. Босой писатель — это, конечно, ирония разночинца по отношению к владельцу Ясной Поляны. Пронзительный взгляд на портрете художника Аксели Галлен-Каллела показывает борца за независимость Финляндии, иллюстратора «Калевалы».
Обещают, что осенью выставка Репина переедет в парижский дворец Пти-пале.

Художественный музей Атенеум
Илья Репин
До 29 августа

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+