«Иван Грозный» Репина посветлеет

Третьяковская галерея рассказала об очередном этапе реставрации картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина, в мае 2018 года пострадавшей от нападения вандала

Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» с видимыми повреждениями. Фото: Софья Багдасарова
Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» с видимыми повреждениями.
Фото: Софья Багдасарова

Государственная Третьяковская галерея накануне открытия выставки «Илья Репин: известный и неизвестный» (30 марта 2021 года — 1 февраля 2022 года) рассказала о том, как идет реставрация картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», пострадавшей от рук вандала в мае 2018-го.

Безобразные белые пятна, образовавшиеся после удара преступника, несмотря на прошедшие несколько лет, до сих пор видны на поверхности полотна. Убрать их будет одной из завершающих стадий восстановления картины — и чуть ли не одной из самых легких. До этого реставраторам необходимо спасти все полотно целиком, ведь к моменту нападения на него оно уже было в аварийном состоянии и не подлежало переносу из музейного зала.

Информационный стенд с историей реставрации картины. Фото: Софья Багдасарова
Информационный стенд с историей реставрации картины.
Фото: Софья Багдасарова

По словам заведующего отделом реставрации масляной живописи XVIII — начала XX века Андрея Голубейко, ковидный год сдвинул дату окончания работ. За то время, пока реставраторы не могли приходить в мастерскую, крайне тщательно были изучены все архивные материалы, обнаруженные в музее и связанные с многочисленными предыдущими реставрациями картины, а также была проведена обработка уже полученных данных.

Как только сотрудникам разрешили вернуться на рабочее место, Голубейко взялся за ту часть работы, которую настало время осуществить согласно плану реставрации. Он начал очищать по авторской методике обратную сторону полотна от осетрового клея. Из-за того, что «Иван Грозный…» после первого повреждения вандалом в 1913 году был дублирован, возникли проблемы из-за движения двух холстов. «На сегодняшний день картина практически стабильна», — отмечает Голубейко. Такие слова в устах крайне осторожного реставратора значат, что на самом деле все очень хорошо.

Левый нижний угол картины, с которого снят лак. Фото: Софья Багдасарова
Левый нижний угол картины, с которого снят лак.
Фото: Софья Багдасарова

Хотя холст уже очищен от клея полностью, сохраняется проблема соединения грунта и красочного слоя. Александра Орловская, реставратор отдела масляной живописи ГТГ, также занимающаяся спасением картины, считает, что шедевру однозначно предстоит утоньшение лакового покрытия. «Оно очень толстое. Мы сделали пробы, которые показали, что высота лаковой пленки на картине несравнимо больше самого красочного слоя», — объясняет Орловская. В нижнем левом углу работы, вынутой из рамы и распластанной с помощью магнитных креплений на специальном реставрационном столе, сделана пробная расчистка (кусочек ковра) — она показала, насколько ярки краски без лака. «Мы предполагаем, что утоньшение лаковой пленки позволит нам увидеть иной колорит», — добавляет она.

«На каждом этапе перед нами встают очень сложные реставрационные задачи, которые приходится решать порой необычными и новыми способами, — говорит Орловская. — Например, мы откажемся от традиционных ватных тампонов и будем использовать методику перемежающихся бумажных и нетканых материалов». А Голубейко ранее рассказал, что очистка от клея шла пескоструйным методом — это название мы привыкли слышать при разговоре о чистке уличной архитектуры. В музее же пескоструйный метод был доведен до невероятной деликатности.

Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в процессе реставрации. Фото: Софья Багдасарова
Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в процессе реставрации.
Фото: Софья Багдасарова

Одной из главных проблем для современных реставраторов стали следы деятельности их предшественников, укреплявших картину в соответствии с уровнем развития науки на тот момент. Вносилось огромное количество реставрационных материалов. Таким образом, «Иван Грозный…» сегодня представляет собой фактически многослойный пирог, причем различные добавки и укрепления были сделаны совсем в разные периоды жизни полотна.

В архиве музея обнаружили гигантское количество стенограмм заседаний реставраторов, докладов, дискуссий, где обсуждалось перманентное «плохое здоровье» шедевра Репина. В первой половине ХХ века для ее «лечения» предпочитали составы на натуральных, природных основах, во второй, когда реставраторы пришли к выводу, что эти материалы не справляются, пришло время искусственных.

Подрамник, с которого была снята картина для реставрации. Фото: Софья Багдасарова
Подрамник, с которого была снята картина для реставрации.
Фото: Софья Багдасарова

Сейчас, по словам исследователей, необходимо найти адгезив, который мог бы бесконфликтно сосуществовать со всеми авторскими красками и поздними добавлениями, что накопились на полотне за столетие с лишним. Реставраторы Третьяковки обратились за консультацией в ГосНИИР и МФТИ, чтобы проверить поведение материалов, предполагаемых для реставрации. Было изготовлено несколько макетов, на них нанесли рассматриваемые варианты. Сейчас эти макеты проходят обработку в «камерах старения» МФТИ в центре испытания функциональных материалов. «Мы ожидаем завершения испытаний в середине апреля. После этого мы ждем отчета и рекомендаций», — рассказала главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова. Получив эти результаты, реставраторы будут окончательно уверены в том, какую методику и материалы хотят использовать, подтвердив свой выбор данными экспериментов.

Главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова дает интервью журналистам на фоне реставрируемого полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Фото: Софья Багдасарова
Главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова дает интервью журналистам на фоне реставрируемого полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Фото: Софья Багдасарова

Городкова также сообщила, что в музее уже думают о том, как картина будет экспонироваться в зале. «Начата исследовательская работа по капсулам, изучаем опыт зарубежных коллег. Например, смотрим, как в Уффици защитили „Рождение Венеры“. Надеемся понять, что именно делать с капсулой, к концу этого года, и тогда — с финансовой помощью нашего спонсора, Сбербанка — мы приступим к изготовлению защитной рамы».

Новые открытия, связанные с картиной «Иван Грозный…», а также этюды и эскизы к ней, которые обычно не показывают публике, с 30 марта можно увидеть на выставке «Илья Репин: известный и неизвестный» в Лаврушинском переулке. На ней представят редкие работы мастера, как правило остающиеся в запасниках. Они разместятся в залах постоянной экспозиции, обычно занятых хрестоматийными произведениями Репина. Сейчас эти картины, а также 28 работ из собрания петербургского Русского музея гастролируют в Художественном музее Атенеум в Хельсинки в Финляндии (до 29 августа), затем ретроспектива мастера отправится в Пти-пале в Париж. Зарубежные выставки Репина были запланированы как часть празднования 175-летия со дня рождения художника. В России две главные юбилейные выставки прошли в Третьяковской галерее и в Русском музее в 2019 году.

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+