18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Заново узнаем Репина

Третьяковская галерея изменила постоянную экспозицию в залах Ильи Репина. На место хорошо известных картин, уехавших на зарубежные выставки, почти на год повесили малоизвестные

Выставка «Илья Репин: известный и неизвестный» в Государственной Третьяковской галерее в некоторой степени вынужденная. Большая выставка классика русской живописи будет демонстрироваться в Финской национальной галерее, в Атенеуме, в Хельсинки и затем в парижском Пти-пале. В заграничное путешествие отправится большое количество произведений, показанных Третьяковкой в 2019 году на ретроспективе художника. Освободившееся от «Не ждали», «Стрекозы», портрета Модеста Мусоргского и других хрестоматийных вещей Репина место заняли 30 работ из запасников Третьяковки и частных собраний. Некоторые из них даже зрителям, внимательно изучавшим живопись и графику художника на ретроспективной выставке, трудно посчитать репинскими.

Портрет Лидии Кузнецовой кажется совершенно декадентским: подруга дочери Репина изображена в черно-желтом наряде, в волосах и на плечах у нее огромные лилии, и почему-то на ее руке сидит ворон. Правда, лицо у девушки юное, не роковое, так что мысль о маскараде приходит еще до того, как об этом прочитаешь в пояснении. Портрет Беатрисы Федоровны Леви, молодой актрисы, поздний — 1918 года. Но написан так ярко и с таким воодушевлением моделью, что нелегко поверить в почтенный возраст автора — Репину в то время было 74 года. Третий замечательный женский портрет — Евгении Нордман — очень нарядный, немного импрессионистский. Но почему-то дама в жемчужно-розовом платье держит в руках японский меч.

Главной картиной, занимающей почетное место прямо у входа на выставку, стало «Неверие Фомы» из цикла на евангельские и библейские сюжеты, который Репин начал после революции, в эмиграции. Это очень экспрессивная вещь, каких у художника было немало, но еще и очень красивая. Никакой реалистической гладкописи, краски наложены фактурными мазками. Светлая благородная фигура Христа, протягивающего руку с кровавыми стигматами, контрастирует с изображениями персонажей в черном — отвернувшегося в страхе Фомы и насмехающегося фарисея. На заднем плане изображена толпа, лица людей в ней лишь обозначены несколькими мазками, но на каждом видна эмоция: страх, удивление, восхищение.

Также в первом зале можно увидеть галерею портретов из запасников Третьяковки: Ивана Аксакова, Николая Пирогова, Ивана Сеченова. Все они мастерски написаны, но такой Репин хорошо всем известен.

Второй зал выставки посвящен тоже отсутствующей картине из постоянной экспозиции, но по экстраординарной причине. Как известно, «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» почти три года назад пережила нападение вандала. О ходе ее реставрации рассказывает демонстрирующийся в зале фильм. Как написано в экспликации к «Сыноубийце», авторскому повторению пострадавшей картины, «трагический эпизод русской истории не отпускал Репина» и через 20 лет художник возвратился к волнующему сюжету, только воплотил его не на вертикальном, а на длинном холсте. В той же экспликации приводятся слова автора о стиле новой версии — «смесь персидского с Ренессансом».

Стоит заметить, что пояснительные тексты к показанным произведениям читать интересно. В них не описывается, как было принято раньше, сюжет, а даны любопытные сведения и цитаты. Так, под портретом художника Григория Мясоедова приведен фрагмент из его воспоминаний. На просьбу Репина позировать ему для Грозного, Мясоедов сначала «огрызнулся». Но позировать стал — в результате на портрете он изображен грозно смотрящим на зрителя, а в этюде «Мужская голова» он уже страдающий безумец.

В общем, главное не в том, что выставка показывает малоизвестные картины и графику Репина, — вслед за прошедшей большой его ретроспективой она демонстрирует силу дарования и огромный творческий диапазон самого популярного в родных пенатах русского художника.

Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин: известный и неизвестный
До 1 февраля 2022 года

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+