Заново узнаем Репина

Третьяковская галерея изменила постоянную экспозицию в залах Ильи Репина. На место хорошо известных картин, уехавших на зарубежные выставки, почти на год повесили малоизвестные

Илья Репин. «Сапожки царевича». 1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. «Сапожки царевича». 1883.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Илья Репин: известный и неизвестный» в Государственной Третьяковской галерее в некоторой степени вынужденная. Большая выставка классика русской живописи будет демонстрироваться в Финской национальной галерее, в Атенеуме, в Хельсинки и затем в парижском Пти-пале. В заграничное путешествие отправится большое количество произведений, показанных Третьяковкой в 2019 году на ретроспективе художника. Освободившееся от «Не ждали», «Стрекозы», портрета Модеста Мусоргского и других хрестоматийных вещей Репина место заняли 30 работ из запасников Третьяковки и частных собраний. Некоторые из них даже зрителям, внимательно изучавшим живопись и графику художника на ретроспективной выставке, трудно посчитать репинскими.

Портрет Лидии Кузнецовой кажется совершенно декадентским: подруга дочери Репина изображена в черно-желтом наряде, в волосах и на плечах у нее огромные лилии, и почему-то на ее руке сидит ворон. Правда, лицо у девушки юное, не роковое, так что мысль о маскараде приходит еще до того, как об этом прочитаешь в пояснении. Портрет Беатрисы Федоровны Леви, молодой актрисы, поздний — 1918 года. Но написан так ярко и с таким воодушевлением моделью, что нелегко поверить в почтенный возраст автора — Репину в то время было 74 года. Третий замечательный женский портрет — Евгении Нордман — очень нарядный, немного импрессионистский. Но почему-то дама в жемчужно-розовом платье держит в руках японский меч.

Илья Репин. «Портрет Лидии Кузнецовой». 1901. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. «Портрет Лидии Кузнецовой». 1901.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Главной картиной, занимающей почетное место прямо у входа на выставку, стало «Неверие Фомы» из цикла на евангельские и библейские сюжеты, который Репин начал после революции, в эмиграции. Это очень экспрессивная вещь, каких у художника было немало, но еще и очень красивая. Никакой реалистической гладкописи, краски наложены фактурными мазками. Светлая благородная фигура Христа, протягивающего руку с кровавыми стигматами, контрастирует с изображениями персонажей в черном — отвернувшегося в страхе Фомы и насмехающегося фарисея. На заднем плане изображена толпа, лица людей в ней лишь обозначены несколькими мазками, но на каждом видна эмоция: страх, удивление, восхищение.

Также в первом зале можно увидеть галерею портретов из запасников Третьяковки: Ивана Аксакова, Николая Пирогова, Ивана Сеченова. Все они мастерски написаны, но такой Репин хорошо всем известен.

Илья Репин. «Портрет кн. М.К.Тенешевой». 1898. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. «Портрет кн. М.К.Тенешевой». 1898.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Второй зал выставки посвящен тоже отсутствующей картине из постоянной экспозиции, но по экстраординарной причине. Как известно, «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» почти три года назад пережила нападение вандала. О ходе ее реставрации рассказывает демонстрирующийся в зале фильм. Как написано в экспликации к «Сыноубийце», авторскому повторению пострадавшей картины, «трагический эпизод русской истории не отпускал Репина» и через 20 лет художник возвратился к волнующему сюжету, только воплотил его не на вертикальном, а на длинном холсте. В той же экспликации приводятся слова автора о стиле новой версии — «смесь персидского с Ренессансом».

Стоит заметить, что пояснительные тексты к показанным произведениям читать интересно. В них не описывается, как было принято раньше, сюжет, а даны любопытные сведения и цитаты. Так, под портретом художника Григория Мясоедова приведен фрагмент из его воспоминаний. На просьбу Репина позировать ему для Грозного, Мясоедов сначала «огрызнулся». Но позировать стал — в результате на портрете он изображен грозно смотрящим на зрителя, а в этюде «Мужская голова» он уже страдающий безумец.

Илья Репин. «Мужская голова». 1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. «Мужская голова». 1883.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В общем, главное не в том, что выставка показывает малоизвестные картины и графику Репина, — вслед за прошедшей большой его ретроспективой она демонстрирует силу дарования и огромный творческий диапазон самого популярного в родных пенатах русского художника.

Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин: известный и неизвестный
До 1 февраля 2022 года

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+