Биржа высокохудожественного труда

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

Новый парижский музей, созданный миллиардером и меценатом Франсуа Пино для размещения своей коллекции современного искусства, готов распахнуть двери перед публикой

Реконструированные интерьеры торговой биржи. Фото: Marc Domage
Реконструированные интерьеры торговой биржи.
Фото: Marc Domage

В свои 84 года Франсуа Пино, владелец аукционного дома Christie’s и концерна Kering, обладатель пятого по размеру состояния во Франции, наконец предельно близок к осуществлению давней мечты. Собрав огромную международную коллекцию искусства XX–XXI веков, насчитывающую свыше 5 тыс. произведений множества художников — от Сая Твомбли до Джеффа Кунса, магнат на протяжении двух десятилетий стремился открыть в Париже собственный музей. И вот Bourse de Commerce — Pinault, здание в двух кварталах от Лувра и в десяти минутах ходьбы от Центра Помпиду, уже ждет посетителей. Осталось получить лишь официальный сигнал, чтобы все заработало.

Проект давался нелегко. Еще в 2000 году Пино нашел площадку на Сегене, небольшом острове, окруженном узким кольцом Сены. Однако к 2005 году преобразование в музей бывшего завода Renault по проекту лауреата Прицкеровской премии, японского архитектора Тадао Андо, требовавшее €150 млн, забуксовало из-за административных сложностей. К тому же в промзоне требовались серьезная очистка воды и почвы, строительство новых мостов.

Тогда миллиардер вместе с Андо и своим главным советником Жан-Жаком Айягоном, бывшим министром культуры и экс-главой Центра Помпиду, а ныне директором коллекции Пино, переключил внимание на Венецию. В результате там появилось целых два его музея — Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, открытые в 2006 и 2009 годах соответственно.

А через несколько лет Айягону сообщили, что в Париже появилась отличная незанятая площадка — бывшая торговая биржа. Этот памятник архитектуры, конечно, больше соответствовал амбициям Пино, чем заброшенный завод. Однако и перепланировка здания биржи оказалась сопряжена с немалыми трудностями.

Здание торговой биржи в I округе Парижа в квартале Ле-Аль. Фото: Vladimir Partalo
Здание торговой биржи в I округе Парижа в квартале Ле-Аль.
Фото: Vladimir Partalo

Бережная реставрация, совмещенная с реконструкцией, была осуществлена в срок. Тем не менее ввод объекта в строй неоднократно откладывался, в том числе из-за пандемии COVID-19. Даже при уже назначенной дате открытия — 23 января 2021 года — в последний момент его пришлось передвинуть из-за очередного ужесточения карантинных мер.

Открытие художественной институции в коронавирусную эпоху само по себе подвиг. Согласно опросу, проведенному в мае 2020 года Международным советом музеев, каждый третий музей или галерея намерены сократить пространство и персонал, а каждое десятое учреждение из-за кризиса может закрыться навсегда. Как же кризис повлиял на планы Пино? «Пандемия дала нам время на раздумья, — отвечает Айягон. — Оценивая масштабы, в которых люди и мир в целом пострадали от этого вируса, Франсуа Пино решил, что наша первая выставка должна быть столь же серьезной, как и ситуация, в которой мы оказались». Недаром же директор Bourse de Commerce Мартен Бетено в недавнем интервью утверждал, что коллекция Пино «впитывает» мировую ситуацию и актуальные проблемы, будь то «политические, социальные, гендерные, расовые или постколониальные». 

В планах магната — сделать коллекцию максимально доступной, поэтому команда нового музея готовит ряд выставок и на других площадках. Среди них — персональные экспозиции Анри Картье-Брессона в Национальной библиотеке Франции и Джеффа Кунса в Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья в Марселе. Предполагается, что музей Bourse de Commerce и дальше будет сотрудничать с государственными коллекциями, обмениваясь экспонатами и проводя совместные выставки. 

Макет реконструкции здания торговой биржи. Фото: Tadao Ando Architect & Associates/Bourse de Commerce — Pinault Collectio
Макет реконструкции здания торговой биржи.
Фото: Tadao Ando Architect & Associates/Bourse de Commerce — Pinault Collectio

Франсуа Пино и его вечный соперник Бернар Арно, глава концерна LVMH и основатель Фонда Louis Vuitton, который открыл свой музей в Париже в 2014 году, существенно изменили французский культурный ландшафт. Этому процессу немало способствовал закон 2003 года, стимулирующий частный и корпоративный патронаж щедрыми налоговыми льготами. Если из-за Brexit финансовый центр Европы сместится из Лондона в Париж, сможет ли французская столица вновь стать главным международным центром культурного притяжения? «Мы, безусловно, надеемся, что в Париже закипят дела, — говорит Айя­гон. — И конечно, Bourse de Commerce очень хочет сыграть в этом значимую роль». 


Реставрация и реконструкция Биржи

В XVI столетии в этой части парижского района Ле-Аль располагалось поместье королевы Екатерины Медичи, от него до наших дней сохранилась лишь одна дорическая колонна. В 1760-е годы здесь по проекту Николя Ле Камю де Мезьера возвели хлебный рынок — круглое в плане двухэтажное здание с открытым внутренним двором, который впоследствии был накрыт куполом — сначала деревянным (1783), а после пожара металлическим (1811). В 1885 году оно было перестроено архитектором Анри Блонделем, сохранившим исходную планировку. В 1889-м здесь расположилась торговая биржа, и с тех пор здание использовалось для различных форм коммерческой деятельности, пока в 2016-м его долгосрочным арендатором не стал Франсуа Пино.

Поскольку Биржа признана историческим памятником, ее приспособление под музей требовало сочетания реконструкции с реставрацией. В частности, прежний металлический купол был заменен на современный стеклянный, однако монументальные потолочные росписи XIX века вместе с другим декором удалось сохранить. Оставлены на своих местах и колонна Медичи, и исторические лестницы в форме двойной спирали. Тадао Андо в своем проекте вел диалог с архитектурой прошлого, однако применял и радикальные решения, например вписал в главную ротонду огромный железобетонный цилиндр. Общая выставочная площадь музея сейчас составляет 6,8 тыс. кв. м, причем это пространство может трансформироваться в зависимости от задач.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+