18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Биржа высокохудожественного труда

№89
Материал из газеты

Новый парижский музей, созданный миллиардером и меценатом Франсуа Пино для размещения своей коллекции современного искусства, готов распахнуть двери перед публикой

В свои 84 года Франсуа Пино, владелец аукционного дома Christie’s и концерна Kering, обладатель пятого по размеру состояния во Франции, наконец предельно близок к осуществлению давней мечты. Собрав огромную международную коллекцию искусства XX–XXI веков, насчитывающую свыше 5 тыс. произведений множества художников — от Сая Твомбли до Джеффа Кунса, магнат на протяжении двух десятилетий стремился открыть в Париже собственный музей. И вот Bourse de Commerce — Pinault, здание в двух кварталах от Лувра и в десяти минутах ходьбы от Центра Помпиду, уже ждет посетителей. Осталось получить лишь официальный сигнал, чтобы все заработало.

Проект давался нелегко. Еще в 2000 году Пино нашел площадку на Сегене, небольшом острове, окруженном узким кольцом Сены. Однако к 2005 году преобразование в музей бывшего завода Renault по проекту лауреата Прицкеровской премии, японского архитектора Тадао Андо, требовавшее €150 млн, забуксовало из-за административных сложностей. К тому же в промзоне требовались серьезная очистка воды и почвы, строительство новых мостов.

Тогда миллиардер вместе с Андо и своим главным советником Жан-Жаком Айягоном, бывшим министром культуры и экс-главой Центра Помпиду, а ныне директором коллекции Пино, переключил внимание на Венецию. В результате там появилось целых два его музея — Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, открытые в 2006 и 2009 годах соответственно.

А через несколько лет Айягону сообщили, что в Париже появилась отличная незанятая площадка — бывшая торговая биржа. Этот памятник архитектуры, конечно, больше соответствовал амбициям Пино, чем заброшенный завод. Однако и перепланировка здания биржи оказалась сопряжена с немалыми трудностями.

Бережная реставрация, совмещенная с реконструкцией, была осуществлена в срок. Тем не менее ввод объекта в строй неоднократно откладывался, в том числе из-за пандемии COVID-19. Даже при уже назначенной дате открытия — 23 января 2021 года — в последний момент его пришлось передвинуть из-за очередного ужесточения карантинных мер.

Открытие художественной институции в коронавирусную эпоху само по себе подвиг. Согласно опросу, проведенному в мае 2020 года Международным советом музеев, каждый третий музей или галерея намерены сократить пространство и персонал, а каждое десятое учреждение из-за кризиса может закрыться навсегда. Как же кризис повлиял на планы Пино? «Пандемия дала нам время на раздумья, — отвечает Айягон. — Оценивая масштабы, в которых люди и мир в целом пострадали от этого вируса, Франсуа Пино решил, что наша первая выставка должна быть столь же серьезной, как и ситуация, в которой мы оказались». Недаром же директор Bourse de Commerce Мартен Бетено в недавнем интервью утверждал, что коллекция Пино «впитывает» мировую ситуацию и актуальные проблемы, будь то «политические, социальные, гендерные, расовые или постколониальные». 

В планах магната — сделать коллекцию максимально доступной, поэтому команда нового музея готовит ряд выставок и на других площадках. Среди них — персональные экспозиции Анри Картье-Брессона в Национальной библиотеке Франции и Джеффа Кунса в Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья в Марселе. Предполагается, что музей Bourse de Commerce и дальше будет сотрудничать с государственными коллекциями, обмениваясь экспонатами и проводя совместные выставки. 

Франсуа Пино и его вечный соперник Бернар Арно, глава концерна LVMH и основатель Фонда Louis Vuitton, который открыл свой музей в Париже в 2014 году, существенно изменили французский культурный ландшафт. Этому процессу немало способствовал закон 2003 года, стимулирующий частный и корпоративный патронаж щедрыми налоговыми льготами. Если из-за Brexit финансовый центр Европы сместится из Лондона в Париж, сможет ли французская столица вновь стать главным международным центром культурного притяжения? «Мы, безусловно, надеемся, что в Париже закипят дела, — говорит Айя­гон. — И конечно, Bourse de Commerce очень хочет сыграть в этом значимую роль». 


Реставрация и реконструкция Биржи

В XVI столетии в этой части парижского района Ле-Аль располагалось поместье королевы Екатерины Медичи, от него до наших дней сохранилась лишь одна дорическая колонна. В 1760-е годы здесь по проекту Николя Ле Камю де Мезьера возвели хлебный рынок — круглое в плане двухэтажное здание с открытым внутренним двором, который впоследствии был накрыт куполом — сначала деревянным (1783), а после пожара металлическим (1811). В 1885 году оно было перестроено архитектором Анри Блонделем, сохранившим исходную планировку. В 1889-м здесь расположилась торговая биржа, и с тех пор здание использовалось для различных форм коммерческой деятельности, пока в 2016-м его долгосрочным арендатором не стал Франсуа Пино.

Поскольку Биржа признана историческим памятником, ее приспособление под музей требовало сочетания реконструкции с реставрацией. В частности, прежний металлический купол был заменен на современный стеклянный, однако монументальные потолочные росписи XIX века вместе с другим декором удалось сохранить. Оставлены на своих местах и колонна Медичи, и исторические лестницы в форме двойной спирали. Тадао Андо в своем проекте вел диалог с архитектурой прошлого, однако применял и радикальные решения, например вписал в главную ротонду огромный железобетонный цилиндр. Общая выставочная площадь музея сейчас составляет 6,8 тыс. кв. м, причем это пространство может трансформироваться в зависимости от задач.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+