18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Умер художник Никита Алексеев

Художник Никита Алексеев, не без оснований считающийся одним из столпов московской концептуальной школы, ограничиваться рамками одного течения не хотел

На 69-м году жизни, после долгой болезни, в Москве скончался Никита Алексеев — в первую очередь художник, но еще и талантливый литератор. Вообще-то концептуалисту и так полагается быть чутким к словесности, однако у Алексеева внутреннее соотнесение изобразительного и вербального всегда было особым, «неевклидовым». А что касается концептуализма как такового, то этот художник, не без оснований считающийся одним из столпов московской концептуальной школы, ограничиваться рамками одного течения не хотел. И даже не раз заявлял, что не причисляет себя к адептам современного искусства.

Он учился в элитных учебных заведениях — в Московской средней художественной школе, Училище памяти 1905 года, Московском полиграфическом институте, — хотя из школы был изгнан, а институтский курс так и не завершил. Зарабатывая на жизнь иллюстрированием и оформлением книг, Никита Алексеев с юности, с начала 1970-х, укоренился в неофициальной культуре: он был активным участников первых акций группы «Коллективные действия», стал одним из инициаторов Московского архива нового искусства (МАНИ), а в начале 1980-х устроил в собственной квартире первую в СССР художественную галерею, получившую название АПТАРТ. На раннем этапе перестройки он входил в состав «симулятивной» рок-группы «Среднерусская возвышенность», которая довольно неожиданно для придумавших ее художников обрела громкую известность. В 1987 году Алексеев уехал на жительство во Францию, но через семь лет вернулся на родину.

Карьера его как художника, пожалуй, не знала ни ошеломительных взлетов, ни уверенного постепенного роста. Можно сказать, что он вообще не заботился о карьере — бывало, даже забрасывал работу с визуальностью, переключившись на литературу и журналистику. Например, на рубеже 1990–2000-х он несколько лет заведовал отделом культуры в еженедельнике «Iностранец» — и его публикации там часто становились событием для культурного сообщества. Но к художественной практике он все равно и неизменно возвращался. Вероятно, она была для Алексеева чем-то вроде стержня, помогавшего, помимо прочего, преодолевать давние и затяжные недуги.

Он не держался за определенный стиль или манеру, однако не был склонен, особенно в последний период жизни, и к бесконечным авангардным метаниям. Наиболее характерны для него большие графические серии, в которых изображения чаще всего комбинировались с текстами, но нередко жили и автономной, сугубо визуальной жизнью. Искусство Никиты Алексеева всегда было интеллектуальным, даже рафинированным, но не претенциозным и не эпатажным. При виде его произведений у многих само собой в голове всплывало слово «мудрость».

Он лишь на три с небольшим месяца пережил Свена Гундлаха — давнего друга, младшего коллегу, сооснователя «Среднерусской возвышенности». Правда, Гундлах от занятий искусством устранился больше двух десятилетий назад, а вот Никита Алексеев, пройдя через несколько персональных творческих кризисов, продолжал работать буквально до конца своих дней. В одной из последних записей в Facebook (где его читали очень и очень многие) художник анонсировал переезд в другую мастерскую — в центре города, на Патриарших. «Побывал там сегодня. Очень уютный, говоря по-московски, „низок“. Белым-бело, чисто-чисто (надеюсь, не успею замызгать), неоновый свет сияет, в окошках под потолком иногда мелькают чьи-то ноги». Действительно, не успел.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+