18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Умер художник Никита Алексеев

Художник Никита Алексеев, не без оснований считающийся одним из столпов московской концептуальной школы, ограничиваться рамками одного течения не хотел

На 69-м году жизни, после долгой болезни, в Москве скончался Никита Алексеев — в первую очередь художник, но еще и талантливый литератор. Вообще-то концептуалисту и так полагается быть чутким к словесности, однако у Алексеева внутреннее соотнесение изобразительного и вербального всегда было особым, «неевклидовым». А что касается концептуализма как такового, то этот художник, не без оснований считающийся одним из столпов московской концептуальной школы, ограничиваться рамками одного течения не хотел. И даже не раз заявлял, что не причисляет себя к адептам современного искусства.

Он учился в элитных учебных заведениях — в Московской средней художественной школе, Училище памяти 1905 года, Московском полиграфическом институте, — хотя из школы был изгнан, а институтский курс так и не завершил. Зарабатывая на жизнь иллюстрированием и оформлением книг, Никита Алексеев с юности, с начала 1970-х, укоренился в неофициальной культуре: он был активным участников первых акций группы «Коллективные действия», стал одним из инициаторов Московского архива нового искусства (МАНИ), а в начале 1980-х устроил в собственной квартире первую в СССР художественную галерею, получившую название АПТАРТ. На раннем этапе перестройки он входил в состав «симулятивной» рок-группы «Среднерусская возвышенность», которая довольно неожиданно для придумавших ее художников обрела громкую известность. В 1987 году Алексеев уехал на жительство во Францию, но через семь лет вернулся на родину.

Карьера его как художника, пожалуй, не знала ни ошеломительных взлетов, ни уверенного постепенного роста. Можно сказать, что он вообще не заботился о карьере — бывало, даже забрасывал работу с визуальностью, переключившись на литературу и журналистику. Например, на рубеже 1990–2000-х он несколько лет заведовал отделом культуры в еженедельнике «Iностранец» — и его публикации там часто становились событием для культурного сообщества. Но к художественной практике он все равно и неизменно возвращался. Вероятно, она была для Алексеева чем-то вроде стержня, помогавшего, помимо прочего, преодолевать давние и затяжные недуги.

Он не держался за определенный стиль или манеру, однако не был склонен, особенно в последний период жизни, и к бесконечным авангардным метаниям. Наиболее характерны для него большие графические серии, в которых изображения чаще всего комбинировались с текстами, но нередко жили и автономной, сугубо визуальной жизнью. Искусство Никиты Алексеева всегда было интеллектуальным, даже рафинированным, но не претенциозным и не эпатажным. При виде его произведений у многих само собой в голове всплывало слово «мудрость».

Он лишь на три с небольшим месяца пережил Свена Гундлаха — давнего друга, младшего коллегу, сооснователя «Среднерусской возвышенности». Правда, Гундлах от занятий искусством устранился больше двух десятилетий назад, а вот Никита Алексеев, пройдя через несколько персональных творческих кризисов, продолжал работать буквально до конца своих дней. В одной из последних записей в Facebook (где его читали очень и очень многие) художник анонсировал переезд в другую мастерскую — в центре города, на Патриарших. «Побывал там сегодня. Очень уютный, говоря по-московски, „низок“. Белым-бело, чисто-чисто (надеюсь, не успею замызгать), неоновый свет сияет, в окошках под потолком иногда мелькают чьи-то ноги». Действительно, не успел.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+