18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не только ван Гог

№89
Материал из газеты

Обзор нидерландского искусства XIX века знакомит с художниками, о которых забыли совершенно напрасно

Книгу «Зеркало реальности», вышедшую на английском языке, написала Дженни Рейнартс, главный куратор отдела живописи XVIII–XIX веков в Рейкс­музеуме. Издание изобилует информацией и аналитическими исследованиями, но читается очень легко.

Помимо материалов о всемирно известных художниках вроде Йосефа Исраэлса, Ари Шеффера и Винсента ван Гога, в книге представлен актуальный анализ творчества фигур, не слишком известных за пределами Нидерландов, иногда только из-за того, что литература о них существовала лишь на голландском языке. Между тем по ходу чтения приходит осознание интернационального характера тогдашнего нидерландского искусства. Впечатляют любознательность и целеустремленность художников, их взаимодействие с другими творцами в Европе и вне ее. Например, в первой половине XIX века нидерландских живописцев вновь привлекла Италия, как уже бывало за столетия до того. Да и вообще они нередко работали за пределами своей страны. Популярность романтической пейзажной живописи подвигла Баренда Корнелиса Куккука на переезд в Германию, где он писал (и успешно продавал) виды долины Рейна. Признанные звезды своего времени получили признание вне родины — тот же Шеффер и Йохан Бартольд Йонгкинд в Париже, Лоуренс Альма-Тадема в Лондоне. Как ни удивительно, Раден Салех из голландской Ост-Индии, с острова Ява, тоже стал широко известен в Европе.

Важный предмет обсуждения в этом труде — постоянное, на протяжении всего XIX столетия, влияние славы Голландии века позапрошлого, считавшегося золотым. Восхищение им испытывали повсеместно. Французские писатели и художники были особенно очарованы искусством и пейзажами Голландии — и этот интерес осознавал, в частности, ван Гог, который пытался обратить его в свою пользу, живя во Франции.

В последнем разделе рассматриваются всевозможные направления конца века — fin de siècle, их Рейнартс исследует в социальном контексте. Многие художники были членами международных кружков. Например, полуяванец Ян Тороп, который проявлял большую активность на европейской сцене и заслуженно стал одним из героев книги. А вот фигуре ван Гога автор уделил, пожалуй, чрезмерное внимание, учитывая обширность повсеместно доступной информации о нем. Это делает последнюю главу несколько несбалансированной по объему. К счастью, Рейнартс не забыла о роли и оригинальности творчества художников-женщин — Терезы Шварце и Сюзи Робертсон. Их работы рассматриваются наряду с мощными полотнами Георга Хендрика Брейтнера, запоминающимися композициями Маттейса Мариса и Виллема Витсена, изысканными картинами Флориса Верстера и рассудительными — художника-критика Яна Вета. Материал этот, мало знакомый читателю за пределами Нидерландов, подан основательно и увлекательно.  

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+