18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Русский и голландский романтизм: найдите десять отличий

Течение романтизма, зародившееся в Германии в конце XVIII века, возникло как реакция на эпоху Просвещения. И если последнее опиралось на культ разума и порядка, то романтики поклонялись природе и ставили во главу угла чувства человека. Эта философия вскоре охватила все виды искусства: литературу, музыку и, конечно, изобразительное искусство, обретя в каждой стране свои национальные черты.

Искусство Нидерландов первой половины XIX века, в отличие от французского, немецкого или английского, практически не знакомо российскому зрителю. И можно смело заявить, что выставка, которая откроется в Третьяковской галерее, — это первая встреча с голландскими романтиками, которые, опираясь на традиции, заложенные «великими» и «малыми» голландцами, создали свой новый образ мира. Если в XVII веке природа часто выступала обрамлением столь любимых голландцами жанровых сценок, то в XIX-м она стала главным действующим лицом. Зато голландские художники сохранили присущую им любовь к деталям. Так, в натюрмортах одного из самых известных живописцев Голландии начала XIX века Георга ван Оса (1782–1861), работавшего на Севрской фарфоровой мануфактуре, с тщательностью, достойной ученого-ботаника, выписаны все детали цветов, фруктов и насекомых, что в то же время не мешало ему видеть природу в целом, во всем ее богатстве.

Все экспонаты, которые приедут в Москву, происходят из собрания бельгийского коллекционера Джефа Радемакерса, который считается крупнейшим в Европе собирателем голландской и фламандской живописи XIX века, а также произведения из Музея Тейлора в Харлеме. Это старейший музей в Нидерландах, открывшийся в 1784 году, где, помимо уникальных коллекций окаменелостей, старинных инструментов, медалей и монет, хранится и богатое собрание живописи.

Всего на выставке будут показаны 52 работы, как голландских художников эпохи романтизма, так и их русских современников: Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина, Максима Воробьева, Ивана Айвазовского. Собранная по принципу сравнительно-стилистического показа, выставка, несомненно, увлечет зрителя возможностью сопоставления двух национальных прочтений романтизма, тем более что и сюжетный диапазон подобранных экспонатов это позволяет: здесь и портреты, и пейзажи, и марины, и натюрморты, и жанровые композиции. Можно сравнить, например, женские портреты Корнелиса Круземана (1797–1857) и Золотошвейку Тропинина, лесные пейзажи Баренда Корнелиса Куккука (1803–1862) и Сильвестра Щедрина.

Государственная Третьяковская галерея
Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+