Русский и голландский романтизм: найдите десять отличий

Государственная третьяковская галерея
Государственная третьяковская галерея

Течение романтизма, зародившееся в Германии в конце XVIII века, возникло как реакция на эпоху Просвещения. И если последнее опиралось на культ разума и порядка, то романтики поклонялись природе и ставили во главу угла чувства человека. Эта философия вскоре охватила все виды искусства: литературу, музыку и, конечно, изобразительное искусство, обретя в каждой стране свои национальные черты.

Искусство Нидерландов первой половины XIX века, в отличие от французского, немецкого или английского, практически не знакомо российскому зрителю. И можно смело заявить, что выставка, которая откроется в Третьяковской галерее, — это первая встреча с голландскими романтиками, которые, опираясь на традиции, заложенные «великими» и «малыми» голландцами, создали свой новый образ мира. Если в XVII веке природа часто выступала обрамлением столь любимых голландцами жанровых сценок, то в XIX-м она стала главным действующим лицом. Зато голландские художники сохранили присущую им любовь к деталям. Так, в натюрмортах одного из самых известных живописцев Голландии начала XIX века Георга ван Оса (1782–1861), работавшего на Севрской фарфоровой мануфактуре, с тщательностью, достойной ученого-ботаника, выписаны все детали цветов, фруктов и насекомых, что в то же время не мешало ему видеть природу в целом, во всем ее богатстве.

Все экспонаты, которые приедут в Москву, происходят из собрания бельгийского коллекционера Джефа Радемакерса, который считается крупнейшим в Европе собирателем голландской и фламандской живописи XIX века, а также произведения из Музея Тейлора в Харлеме. Это старейший музей в Нидерландах, открывшийся в 1784 году, где, помимо уникальных коллекций окаменелостей, старинных инструментов, медалей и монет, хранится и богатое собрание живописи.

Всего на выставке будут показаны 52 работы, как голландских художников эпохи романтизма, так и их русских современников: Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина, Максима Воробьева, Ивана Айвазовского. Собранная по принципу сравнительно-стилистического показа, выставка, несомненно, увлечет зрителя возможностью сопоставления двух национальных прочтений романтизма, тем более что и сюжетный диапазон подобранных экспонатов это позволяет: здесь и портреты, и пейзажи, и марины, и натюрморты, и жанровые композиции. Можно сравнить, например, женские портреты Корнелиса Круземана (1797–1857) и Золотошвейку Тропинина, лесные пейзажи Баренда Корнелиса Куккука (1803–1862) и Сильвестра Щедрина.

Государственная Третьяковская галерея
Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+