18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Художники, которые делают деньги

Деньги заправляют нашим миром, и мир искусства не исключение. Онлайн-журнал о российском искусстве Russian Art Focus рассказывает о пяти художниках, раскрывших эту деликатную тему в необычной перспективе

Александр Бренер

Имя одного из лидеров московского акционизма, художника-перформансиста Александра Бренера (р. 1957) стало известно всему миру в 1997 году, после того как он нарисовал зеленой краской из баллончика знак доллара на картине Казимира Малевича «Супрематизм» в амстердамском Стеделейк-музее. Абстрактная композиция с белым крестом посередине вызвала у него ассоциации с христианством. «Крест — символ страдания, знак доллара — символ торговли и товаров», — заявил Бренер на заседании суда, добавив, что рассматривает свою акцию как «диалог с Малевичем». Приговор был достаточно мягким: художника осудили на пять месяцев тюремного заключения. Несмотря на сомнительность методов Бренера, нужно признать, что он продемонстрировал потрясающее чутье на рыночные тренды. Произведения Малевича устанавливают ценовые рекорды на аукционах: в 2019 году его «Супрематическая композиция» (ранее также входившая в коллекцию Стеделейк-музея) ушла на Christie’s за $85,8 млн, став самым дорогим произведением русского искусства, когда-либо проданным на торгах.


Вадим Захаров

Один из выдающихся представителей московского концептуализма и неутомимый хроникер московской художественной сцены, Вадим Захаров (р. 1959) работает с целым рядом техник — от фотографии до инсталляции. В 2013 году он создал для павильона России на Венецианской биеннале интерактивный проект «Даная», который курировал Удо Киттельман. Эта работа привлекла широкое внимание прессы и покорила публику тонким сочетанием древнего мифа с современной гендерной повесткой и налетом абсурда. Для мужчин доступ на нижний этаж павильона был закрыт. Туда могли попасть только женщины, получавшие на входе прозрачные зонтики. На верхнем же этаже не было практически ничего, кроме квадратного отверстия в полу. Встав у его краев на колени, зрители обоих полов могли кидать специально изготовленные монеты на нижний этаж, где ходили женщины, защищенные зонтами от этого «золотого дождя», отсылающего к древнегреческому мифу о Зевсе и Данае. В дни предварительного просмотра биеннале под потолком второго этажа, широко расставив ноги в ковбойском седле, прямо над отверстием сидел клерк в элегантном костюме, поедавший арахис. Позднее этот дополнительный элемент абсурда пропал из инсталляции. Слушая звук падающих монет, зрители могли погрузиться в размышления о символизме произведения, поднимающего неловкие вопросы об алчности, власти и сексуальности. Наконец, уходя, они получали с собой горстку монет номинальной стоимостью в одну «данаю».


Петр Быстров

Бывший участник группы левых художников «Общество „Радек“» Петр Быстров (р. 1980) создает произведения, которые отражают его неприкрыто ироничное отношение к капиталистическому арт-рынку, но, даже несмотря на это, нередко продаются в частных галереях. Быстров разработал собственную технику, которую называет «скобогравюрой». Он собирает небольшие металлические предметы и бытовой мусор, прикрепляя их к фанерным доскам при помощи мебельного степлера. В посвященной деньгам серии он сочетает этот фирменный метод с такими более традиционными техниками, как живопись акриловыми красками и рисунок мелками, создавая собственные яркие панк-версии банкнот разных валют. Эти работы производят на ничего не подозревающего зрителя очень сильное впечатление. Это своего рода пощечина миру, где качество произведения искусства измеряется количеством нулей на его ценнике.


Андрей Кузькин

Лепка фигурок из хлеба — традиционное занятие заключенных в российских тюрьмах. Но если они используют этот материал из-за отсутствия доступных альтернатив, то для скульптора и перформансиста Андрея Кузькина (р. 1979) это способ подчеркнуть символизм хлеба. Для него хлеб олицетворяет искаженную и страдающую человеческую плоть. Естественно, в таком отношении очевиден явный христианский подтекст. В конце 2000-х небольшие скульптуры Кузькина из хлеба, соли и водки (добавлявшейся для защиты от плесени) начали пользоваться спросом у коллекционеров. Художника беспокоила коммерциализация его объектов. Это вдохновило его на акцию 2012 года «Деньги за хлеб». Вместо человеческих фигурок он, к удивлению своего дилера, ныне покойной Натальи Тамручи, сделал из хлеба копии 100-долларовой купюры. Тем не менее дилер решила не нарушать заключенную договоренность и заплатила ему ежемесячную стипендию — тоже 100-долларовыми купюрами. Этот обмен был заснят на видео, чтобы будущие поколения могли поразмышлять над вопросом: это изобретательный художник одержал победу над рынком или наоборот?


Тима (Тимофей) Радя

Художественные практики уроженца Екатеринбурга с философским образованием и мышлением поэта Тимы (Тимофея) Ради (р. 1988) чрезвычайно разнообразны. Хотя он начинал карьеру как уличный художник, сегодня его портфолио включает и партизанские интервенции в городской ландшафт, и специальные заказы для различных фестивалей и биеннале. Некоторые из перформансов он проводит в отдаленных, труднодоступных местах, представляя их публике лишь постфактум, в записи. Одной из самых впечатляющих в этом ряду мистических акций стала «Фигура #2: игра», посвященная зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи — мероприятию, печально известному непомерной стоимостью и коррупционными скандалами. Символ Игр, пять пересекающихся металлических колец, наполнили фальшивыми банкнотами на сумму 2 млрд руб. Олимпийские кольца подняли в воздух на двух подъемных кранах, после чего деньги развеяли по ветру, искусственно созданному при помощи баллонов со сжатым газом. На реализацию этого визуально простого, но сложного технически проекта ушло два месяца. Никогда еще метафора пускания денег на ветер не воплощалась в таком впечатляющем масштабе.

Номер журнала Russian Art Focus с оригинальной версией статьи можно найти здесь.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+