18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На русский павильон в Венеции прольется золотой дождь

За две недели до открытия Венецианской биеннале, 15 мая были объявлены результаты открытого конкурса на заключение контракта на организацию экспозиции в Русском павильоне. Была подана только одна заявка, и конкурс был признан несостоявшимся. Контракт на оказание услуг был заключен с единственной организацией, подавшей заявку на участие, — «Стелла Арт Фондом» (Stella Art Foundation) во главе со Стеллой Кесаевой, комиссаром павильона России.

Цена контракта составляет 24 млн руб. Зимой на пресс-конференции в Москве Стелла Кесаева сообщила, что инсталляция выбранного ею русско-немецкого художника Вадима Захарова (род. 1959) будет «дорогой», что государственные средства составят около половины бюджета проекта, однако точную цифру не назвала. То есть получается, что общий бюджет выставки составит около 50 млн руб. Представитель фонда по связям с общественностью Анна Свергун подтвердила, что в целом речь может идти именно о такой сумме. Очевидно, что пока финансирование проекта осуществляется на средства некоммерческой организации Stella Art Foundation. Заместитель директора фонда Николай Молок сообщил, что на выставку Андрея Монастырского на прошлой биеннале государство выделило 10 млн руб., что составило менее половины общих трат на проект, а нынешняя выставка гораздо сложнее.

Организаторы до открытия биеннале держат в секрете, что это будет за выставка, но некоторая информация доступна на официальном сайте государственных закупок: это «инсталляция с элементами перформанса» по мотивам античного мифа (описание технического задания см. ниже). Как заметила историк московского неофициального искусства, глава архива современного искусства Центра современной культуры «Гараж» Александра Обухова, «Вадим Захаров — автор эффектных инсталляций и один из немногих современных русских художников, кто в одиночку способен освоить такое большое пространство, как павильон России». Как удалось узнать The Art Newspaper Russia, выставка Вадима Захарова будет называться «Даная».

The Art Newspaper Russia публикует комментарий директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества, проводившего конкурс на реализацию проекта в Русском павильоне в Венеции, Софьи Апфельбаум.

Насколько мы знаем, на момент объявления конкурса на оформление Русского павильона в Венеции, павильон уже был готов. Как так получилось?

Есть некая творческая концепция, сформированная еще до конкурса, и мы осуществляем выбор именно исполнителей заказа. Это конкурс на исполнение определенных процедур. Если есть организация, которая может выполнить это задание за меньшие деньги, то она может победить, даже если не участвовала в разработке творческой концепции. Стелла Кесаева была назначена Министерством культуры комиссаром от России гораздо раньше, но мы обязаны провести конкурс на техническую реализацию. По Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» получается, что вовсе не обязательно, что концепцию будет воплощать тот, кто ее придумал. Мы постарались сделать техническое задание максимально под концепцию проекта и выставили его на открытый конкурс.

Застройкой павильона уже занимается «Стелла Арт Фонд». Что было бы, если бы победил не он?

Федеральные деньги пошли бы организации-победителю.

Насколько заранее проводятся конкурсы?

В соответствии с бюджетным законодательством бюджет определяется в конце года. После этого мы сортируем план мероприятий. Мы стараемся это делать насколько возможно заранее.

Бывает так, что подается одна заявка?

Да, бывает такое, тогда конкурс признается несостоявшимся. И если организация, подавшая заявку, сделала все в соответствии с техническими критериями, с ней заключается государственный контракт.

У нас это происходит достаточно часто, поскольку наши мероприятия носят уникальный характер и не очень много организаций способны сделать большой творческий проект.

По какому принципу выбирается победитель?

В основном мы оцениваем технические параметры, потому что творческая концепция занимает очень мало в критериях оценки. Цена играет в данном случае первостепенную роль. И занимает гораздо больше.

В конкурсной документации будущая экспозиция описана следующим образом:

«- создание композиционной инсталляции с элементами перформанса, основанной на современном прочтении одного из древнегреческих мифов, открывающей публике вечно живые смыслы, связывающей древность с современностью, искусство с экономикой и политикой в единое целое, реализуемой посредством объединения двух этажей павильона;

- размещение на первом этаже настенной фотоинсталляции, ручной подъем на второй этаж мелких металлических объектов, создание образа каменной пещеры с помощью декоративного оформления поверхностей;

- наличие на втором этаже аллегорической фигуры, создание пространства для обзора инсталляции, обеспечение спуска мелких металлических объектов на первый этаж, размещение арт-объекта и видимой посетителям части механизма, осуществляющего подъем и сброс мелких металлических объектов, включая элемент перформанса по их перемещению;

- установку на втором этаже павильона механической конструкции, с помощью конвейерной ленты осуществляющей подъем мелких металлических объектов и их последующий сброс на первый этаж;

- сопровождение инсталляции театрализованным перформансом, в ходе которого три участника обеспечивают перемещение объектов, их спуск и подъем в рамках инсталляции;

- оформление фасада здания макетами антенн, усиливающими метафорический ряд диалога античности и современности».

Подробно о Русском павильоне на Венецианской биеннале читайте в июньском номере The Art Newspaper Russia.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
4
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+