На русский павильон в Венеции прольется золотой дождь

За две недели до открытия Венецианской биеннале, 15 мая были объявлены результаты открытого конкурса на заключение контракта на организацию экспозиции в Русском павильоне. Была подана только одна заявка, и конкурс был признан несостоявшимся. Контракт на оказание услуг был заключен с единственной организацией, подавшей заявку на участие, — «Стелла Арт Фондом» (Stella Art Foundation) во главе со Стеллой Кесаевой, комиссаром павильона России.

Цена контракта составляет 24 млн руб. Зимой на пресс-конференции в Москве Стелла Кесаева сообщила, что инсталляция выбранного ею русско-немецкого художника Вадима Захарова (род. 1959) будет «дорогой», что государственные средства составят около половины бюджета проекта, однако точную цифру не назвала. То есть получается, что общий бюджет выставки составит около 50 млн руб. Представитель фонда по связям с общественностью Анна Свергун подтвердила, что в целом речь может идти именно о такой сумме. Очевидно, что пока финансирование проекта осуществляется на средства некоммерческой организации Stella Art Foundation. Заместитель директора фонда Николай Молок сообщил, что на выставку Андрея Монастырского на прошлой биеннале государство выделило 10 млн руб., что составило менее половины общих трат на проект, а нынешняя выставка гораздо сложнее.

Организаторы до открытия биеннале держат в секрете, что это будет за выставка, но некоторая информация доступна на официальном сайте государственных закупок: это «инсталляция с элементами перформанса» по мотивам античного мифа (описание технического задания см. ниже). Как заметила историк московского неофициального искусства, глава архива современного искусства Центра современной культуры «Гараж» Александра Обухова, «Вадим Захаров — автор эффектных инсталляций и один из немногих современных русских художников, кто в одиночку способен освоить такое большое пространство, как павильон России». Как удалось узнать The Art Newspaper Russia, выставка Вадима Захарова будет называться «Даная».

The Art Newspaper Russia публикует комментарий директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества, проводившего конкурс на реализацию проекта в Русском павильоне в Венеции, Софьи Апфельбаум.

Насколько мы знаем, на момент объявления конкурса на оформление Русского павильона в Венеции, павильон уже был готов. Как так получилось?

Есть некая творческая концепция, сформированная еще до конкурса, и мы осуществляем выбор именно исполнителей заказа. Это конкурс на исполнение определенных процедур. Если есть организация, которая может выполнить это задание за меньшие деньги, то она может победить, даже если не участвовала в разработке творческой концепции. Стелла Кесаева была назначена Министерством культуры комиссаром от России гораздо раньше, но мы обязаны провести конкурс на техническую реализацию. По Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» получается, что вовсе не обязательно, что концепцию будет воплощать тот, кто ее придумал. Мы постарались сделать техническое задание максимально под концепцию проекта и выставили его на открытый конкурс.

Застройкой павильона уже занимается «Стелла Арт Фонд». Что было бы, если бы победил не он?

Федеральные деньги пошли бы организации-победителю.

Насколько заранее проводятся конкурсы?

В соответствии с бюджетным законодательством бюджет определяется в конце года. После этого мы сортируем план мероприятий. Мы стараемся это делать насколько возможно заранее.

Бывает так, что подается одна заявка?

Да, бывает такое, тогда конкурс признается несостоявшимся. И если организация, подавшая заявку, сделала все в соответствии с техническими критериями, с ней заключается государственный контракт.

У нас это происходит достаточно часто, поскольку наши мероприятия носят уникальный характер и не очень много организаций способны сделать большой творческий проект.

По какому принципу выбирается победитель?

В основном мы оцениваем технические параметры, потому что творческая концепция занимает очень мало в критериях оценки. Цена играет в данном случае первостепенную роль. И занимает гораздо больше.

Техзадание: «Создание образа каменной пещеры»
Техзадание: «Создание образа каменной пещеры»

В конкурсной документации будущая экспозиция описана следующим образом:

«- создание композиционной инсталляции с элементами перформанса, основанной на современном прочтении одного из древнегреческих мифов, открывающей публике вечно живые смыслы, связывающей древность с современностью, искусство с экономикой и политикой в единое целое, реализуемой посредством объединения двух этажей павильона;

- размещение на первом этаже настенной фотоинсталляции, ручной подъем на второй этаж мелких металлических объектов, создание образа каменной пещеры с помощью декоративного оформления поверхностей;

- наличие на втором этаже аллегорической фигуры, создание пространства для обзора инсталляции, обеспечение спуска мелких металлических объектов на первый этаж, размещение арт-объекта и видимой посетителям части механизма, осуществляющего подъем и сброс мелких металлических объектов, включая элемент перформанса по их перемещению;

- установку на втором этаже павильона механической конструкции, с помощью конвейерной ленты осуществляющей подъем мелких металлических объектов и их последующий сброс на первый этаж;

- сопровождение инсталляции театрализованным перформансом, в ходе которого три участника обеспечивают перемещение объектов, их спуск и подъем в рамках инсталляции;

- оформление фасада здания макетами антенн, усиливающими метафорический ряд диалога античности и современности».

Подробно о Русском павильоне на Венецианской биеннале читайте в июньском номере The Art Newspaper Russia.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+