18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Академия ваяния и оперы в петербургском Манеже

№89
Материал из газеты

Петербургский ЦВЗ «Манеж» демонстрирует беспрецедентную выставку русской классической скульптуры — от Федота Шубина до Александра Матвеева. Ее саундтреком стали 15 опер, выбранных театральным режиссером Василием Бархатовым

Проект, как и всё, что в последнее время делает петебургский Центральный выставочный зал «Манеж», крайне смелый по замыслу. Из 35 музеев страны собрали более 150 скульптур 60 авторов. Выставка охватывает время с XVIII до начала XX века, среди кураторов — Эвелина Тарасова из Эрмитажа и Елена Карпова из Русского музея (Елена Вениаминовна считается одним из главных специалистов в данной области в России), Владимир Евсеев и Елизавета Павлычева из Манежа. Только лишь по объему материала событие уже можно назвать беспрецедентным.

Первоначальный список для отбора был в разы больше, на выставку попали лучшие произведения. Единственное, что организаторов сдерживало, так это такелажные работы: если скульптура была хороша, но чисто физически ее невозможно было погрузить в машину и привезти в Манеж, тогда от нее отказывались.

Со стороны музеев — участников проекта наблюдалась безоговорочная поддержка. Содействие таких осторожных и консервативных институтов, как Третьяковская галерея и Эрмитаж, многое говорит о кредите доверия, которое имели кураторы и сам Манеж. Кажется, нам всем — музейному и художественному сообществу — интересно посмотреть, что же русские скульпторы ваяли в течение как минимум 150 лет.

Не будет преувеличением сказать, что ясного видения именно этого вида искусства и именно за период с XVIII по начало XX века у нас нет. С живописью все понятно — по ней и фиксируют смену стилей от барокко до соцреализма. Скульптура же располагается на обочине истории искусства нового времени. В экспозиции художественных музеев (за вычетом именных, например Анны Голубкиной) скульптура — прелестный аксессуар. И вот наконец она дождалась своего часа и оказалась в центре внимания.

В чистоте эксперимента организаторы выставки пошли еще дальше: они не стали менять местами скульптуру и живопись, а вообще отказались от последней. Если прикидывать в уме идею такого экспонирования, то кажется, что она обречена на провал, потому как скульптура в пустом пространстве, без хоть чем-то оформленных стен — это кладбище. Но был придуман нестандартный ход — соединить скульптуру с театром, с оперой! В соавторы пригласили театрального режиссера Василия Бархатова, неоднократного номинанта на «Золотую маску» и лауреата премии «Золотой софит». Он отобрал 15 опер, среди которых «Дон Жуан» Моцарта, «Страсти по Матфею» Баха, «Жизнь за царя» Глинки, «Евгений Онегин» Чайковского, «Норма» Беллини. Отрывки из этих произведений будут звучать в разных частях зала.

Еще один важный партнер проекта — архитектор Александр Кривенцов и его мастерская «Циркуль». Пространство Манежа поделено на пять зон с легкой стилизацией под пять мировых театральных сцен. Каждый отсек наполнен специально подобранными произведениями (не всегда совпадающими хронологически), которые сопровождаются музыкой, призванной раскрыть внутренний драматизм скульптуры. Естественно, и пространства, и сами вещи особым образом освещены. За графический дизайн отвечают Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева, что гарантирует профессиональную строгость и отсутствие излишних декоративных финтифлюшек.

«Нам было важно, чтобы в основе выставки лежал научный, академический подход, и мы благодарны кураторам за потрясающую экспертизу. Их знания скульпторов, произведений коллекций, где вещи хранятся, были неоценимы, — комментирует выставку директор Манежа Павел Пригара. — И одновременно была важна современная подача материала. Наша главная стратегия заключается в междисциплинарном подходе. Нам интересно выявлять неочевидные связи между разными видами искусств и то, как эти искусства влияют друг на друга. В опере тоже есть элемент статичности, как и в скульптуре, и весь эмоциональный подтекст передается через музыку. Поэтому соединение оперной музыки и скульптуры кажется уместным».

Иными словами, зритель оказывается в центре большого и невиданного эксперимента. Другое дело, что сама скульптура XIX века чрезвычайно дидактична и ее переосмысление требует интеллектуальных усилий. Директор Манежа уверен, что выставка должна быть интересна широкому кругу, так как предлагает разную степень погружения в материал: кто-то просто послушает музыку, разглядывая при этом скульптуры, а другие заставят себя найти новые оттенки смысла в до боли знакомых работах, таких, например, как макет памятника Минину и Пожарскому Ивана Мартоса (1754–1835) из Таганрогского художественного музея или памятник Александру III Паоло Трубецкого (1866–1938) из ГМЗ «Гатчина». Но и специалистов ожидает встреча с малоизвестными произведениями. Более прочего интригуют экспонаты из Центрального военно-морского музея — модели носовых украшений корветов, фрегатов, крейсеров и других судов. Оказывается, была такая востребованная скульптурная работа в 1860-е годы. Вариантов мужских и женских фигур собрали десять штук, авторами в основном были Михаил Микешин (1835–1896) и Николай Пименов (1812–1864). А демонстрируют их под «Летучего голландца» Вагнера! Из экспонатов, до которых в повседневной жизни относительно трудно добраться, отметим большой трехчастный барельеф «Свадебный поезд Амура и Психеи» (1794) скульптора Федора Гордеева (1744–1810) из музея-усадьбы «Останкино», несколько работ («Геркулес на коне» и «Спящий Амур с палицей Геркулеса») резца Михаила Козловского (1753–1802) из ГМЗ «Павловск», рельефы «Крещение киевлян» (1845–1855) и «Петр I перевозит мощи Александра Невского» Ивана (Джованни) Витали (1794–1855) из Государственного музея истории религии, портрет Ивана Айвазовского (1898) работы Ильи Гинцбурга (1859–1939) из Ярославского художественного музея, «Грибоедов в кресле» (начало XX века) Владимира Беклемишева (1861–1919) из Театрального музея им. Бахрушина, портрет князя Александра Мещерского (1895) работы Паоло Трубецкого из ГТГ.

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева
До 16 мая

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+