18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реконструирован звук древнейшего горна

№89
Материал из газеты

Флейты и свистки, изготовленные из кости, уже и раньше встречались археологам, а рог из раковины такого возраста представляет собой уникальную находку

Ученые идентифицировали самый ранний духовой инструмент, сделанный из морской раковины, и смогли синтезировать его звучание — спустя 18 тыс. лет. 

Раковину обнаружили в пещере Марсула в предгорьях Пиренеев во Франции еще в 1931 году; тогда ее посчитали «выдающейся находкой», но описали как объект, не имеющий следов вмешательства человека, и интерпретировали почему-то как «чашу любви». Теперь, спустя 90 лет, группа ученых и музейщиков на базе Французского национального центра научных исследований доказала, что раковина использовалась для извлечения звуков.

Она представляет собой панцирь крупного экземпляра брюхоногого моллюска Charonia lampas, происходящего из Северо-Восточной Атлантики и Северного моря. Сегодня его все еще можно встретить у берегов Бретани и в Па-де-Кале, хотя таких размеров (31 см в длину и 18 см в ширину) он не достигает. Кстати, в подобную раковину вида Charonia tritonis, в представлении древних, трубит Тритон, сын Посейдона. Поверхность раковины оцифровали с помощью фотограмметрии и выделили на ней едва заметные следы пигмента (правда, из-за малого их количества соотнести его с красками, которыми расписаны стены пещеры, не удалось). А компьютерная томография позволила создать очень подробную визуализацию внутренних частей раковины. В результате были найдены многочисленные следы обработки, в том числе на ее вершине, что и заставило исследователей задуматься о функциональном назначении этого предмета.

Вероятно, музыка играла важную роль в символическом мире людей эпохи верхнего палеолита, предполагают ученые. Но если флейты и свистки, изготовленные из кости, уже и раньше встречались археологам, то рог из раковины такого возраста представляет собой уникальную находку. В итоге раковину вручили музыковеду-валторнисту, который смог извлечь из нее мощный вибрирующий звук; его можно прослушать на сайте американского журнала Science Advances, в котором опубликовано исследование.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+