18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Символист Александр Зильверхоф и другие вымышленные художники

В Новой Третьяковке открылась выставка «The Moon Pool. Архив» — ретроспектива некоего забытого гения Серебряного века по имени Александр Зильверхоф. Блестящая мистификация заставила нас вспомнить и других вымышленных художников

Настоящим автором более сотни работ, представленных на выставке «The Moon Pool. Архив» в Новой Третьяковке, — а это и картины, и панно, и майолика, и театральные макеты, и письма, — является современный художник Николай Кошелев. Он невероятно убедительно и искусно воспроизвел (при помощи куратора Софии Ковалевой и архитектора Ксении Лукьяновой) знаковые моменты эстетики символизма, очевидно созвучные его собственным творческим поискам, исполнив их от лица своей фантазии — художника Александра Зильверхофа. Насмотренный зритель увидит тут отсылки и к Михаилу Врубелю с его майоликами, и к девушкам-видениям Виктора Борисова-Мусатова, и к радужной палитре Мориса Дени. Но еще больше история неудавшейся постановки балета «Лунное озеро» в антрепризе Сергея Дягилева, главного произведения придуманного Александра Зильверхофа, любовно пародирует сам жанр такого рода музейных ретроспектив (достаточно заглянуть на соседнюю выставку Роберта Фалька) с их обязательными атрибутами: витриной с архивными документами, особым стилем экспликаций, объясняющих замысел художника, ударным экспонатом — в нашем случае это огромный живописный задник для спектакля, — традиционным подиумом для скульптур и прочим. Государственная Третьяковская галерея, осуществившая этот проект вместе с московской галереей «Триумф», описывает его как «выставку-инсталляцию», предлагая воспринимать ее в совокупности всех элементов и напоминая, что в русском искусстве начиная с концептуалистов существует целая традиция такого рода художественных проектов-мистификаций. Кто такой Александр Зильверхоф и его коллеги-фантазии, читайте в нашей подборке.

Александр Зильверхоф. Символист-неудачник

Настоящий автор: Николай Кошелев

Александр Зильверхоф (1876–1906(?)) родился в Германии в семье российских эмигрантов. Окончил Геттингенский университет. В 1901 году с большим успехом проходит его выставка в венском Сецессионе. В 1903 году он приехал в Россию и подружился с Константином Сомовым. Зильверхоф сочиняет либретто балета «Лунное озеро», вдохновленного идеями и биографией немецкого драматурга Генриха фон Клейста. Речь идет о девушке, которая в лунную ночь на берегу пруда общается с видениями и превращается в одно из них. Балет хочет поставить Сергей Дягилев. Но Александр Зильверхоф, сделав множество эскизов, не закончил работу. Он сел в поезд до Берлина и исчез. Друзья уверены, что он совершил самоубийство.

Группа «Танатос Банионис». Камикадзе-татуировщики

Настоящий автор: неизвестен

Группа «Танатос Банионис» зародилась в 2008 году в недрах галереи «Триумф», где прошла ее выставка «Божественный ветер». Фотографии и видео девушек-добровольцев, чьи спины послужили холстами для сложных татуировок, посвященных японским камикадзе, вызвали неоднозначную реакцию арт-сообщества и напомнили о подобных тату на спинах свиней и людей бельгийца Вима Дельвуа. Происхождение своего псевдонима анонимные члены группы в одном из интервью объясняли так: «Мы любим Донатаса Баниониса в „Солярисе“ и, конечно, в “Мертвом сезоне“. Мы считаем его одним из главных лиц советского кинематографа. Абсолютно грандиозный актер! Ну и игра букв „Танатос“ — „Донатас“».

Братья Шамановы. Русские иностранцы

Настоящие авторы: Джейк и Динос Чепмены

Если верить журналу «Артхроника», которому братья Шамановы дали интервью в 2009 году, они оба родились 12 апреля 1961 года. Одного назвали Юрием в честь Гагарина, другого — Константином в честь Циолковского. Братья рассказывали, что мечтали стать космонавтами, а их отец работал в серьезной организации, и его должны были отправить в командировку на Кубу. Также братья Шамановы хвастали знакомством с Романом Абрамовичем, с которым якобы вместе служили в армии, и делали картинки в духе русского авангарда. Их работы можно было видеть в лондонской галерее Илоны Орел.

P.S. Братьев Шамановых не надо путать с реально существующим художником Кириллом Шамановым.

В своей настоящей ипостаси Джейк и Динос Чепмены, звезды британского искусства, выставлялись в Эрмитаже в 2012 году с выставкой «Конец веселья».

Апеллес Зяблов. Абстракционист XVIII века

Настоящие авторы: Виталий Комар и Александр Меламид

Взяв за основу биографию реально существовавшего ученика Федора Рокотова, крепостного художника Андрея Зяблова (ум. 1783), изобретатели соц-арта придумали в 1982 году нового героя — первооткрывателя абстрактной живописи Апеллеса Зяблова. В статье, пародирующей искусствоведческие изыскания, они рассказали о русском гении беспредметной живописи, создавшем портреты «Их Величество Ничего» в двух вариантах, датирующихся 1735 и 1741 годами. И значит, оказавшемся первым в мире абстракционистом. Судьба этого героя была печальна: он повесился, когда его в наказание за вольнодумство отправили рисовать гипсы в класс Академии художеств («…вышеозначенного Апеллеса, при исправном кормлении, на казенное содержание взять, для неотлучного в классе гипсов упражнения, под надзирание особливо приставленного над ним экзекутора подполковника Рыкова»).

Шарль (Шолом) Розенталь. Мечтательный авангардист

Настоящий автор: Илья Кабаков

Шолом Розенталь родился в 1898 году в Херсоне. Он был восьмым ребенком в бедной еврейской семье. Когда он подрос, его отправили к состоятельным родственникам в Санкт-Петербург. Розенталь поступил в Училище барона Штиглица, а в 1918-м поехал в Витебск учиться у Шагала, а затем у Малевича. В 1922 году уехал в Париж, где сменил имя на Шарль Розенталь. В апреле 1933 года на Монмартре художника сбил автомобиль. В этом же году в Германии пришел к власти Гитлер. И в этом же году родился Илья Кабаков, придумавший собирательный образ авангардиста Розенталя и сделавший «за него» больше семи десятков работ. Среди них самой знаменитой стали «Крылья» — крылья из настоящих перьев, посаженные на кожаный бандаж, в духе летательного аппарата «Летатлин», изобретенного Владимиром Татлиным. Работы Розенталя можно было видеть в 2008 году на выставке «Альтернативная история искусства» Ильи и Эмилии Кабаковых, открывшей деятельность Музея современного искусства «Гараж».

Карандаш. Магический реалист

Настоящие авторы: художник Юрий Семенов и писатель Юрий Дружков (Постников)

Герой популярнейшего советского журнала для детей «Веселые картинки», художник по имени Карандаш появился на свет в оттепельном 1956 году. Олицетворявший советскую творческую интеллигенцию персонаж носил берет, свободную блузу, но главное — вместо носа у него был остро заточенный карандаш. Вместе с другом Самоделкиным (аватар технической интеллигенции) они пережили массу приключений. Что касается творчества, то Карандаш был воплощением предельного реализма: все, что бы он ни нарисовал, немедленно оживало.

Образ творческого веселого человечка Карандаша вдохновил многих современных художников. Так, Карандаш стал персонажем и альтер эго художника Юрия Альберта, переместившего детского героя в область взрослого творчества.

Николай Борисов. Маниакальный фотограф-изобретатель

Настоящий автор: Игорь Макаревич

У Николая Ивановича Борисова, пожилого бухгалтера на советской мебельной фабрике, была вторая, тайная жизнь. Об этом свидетельствуют его многостраничные дневники, по легенде, «найденные» художником Игорем Макаревичем в конце 1990-х годов. Борисов испытывал эротическую страсть ко всему деревянному, по-научному его любовь называется «лигномания», и мечтал превратиться в дерево. Для этого он изобретал всяческие машины, позволяющие, например, замедлять дыхание. Помимо прочего, он был фотографом-любителем, создавшим множество фотографий в духе Джоэля-Питера Уиткина, не подозревая о его существовании. Произведения этого героя, происходящего от всем известного Буратино, можно видеть на выставке Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Обратный отсчет» в Музее современного искусства на Гоголевском (до 21 марта).

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+