18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Труды и дни неизвестного гения

№84
Материал из газеты

Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять

Когда берешься за чтение дневников некоего героя, про которого поисковые системы не могут сообщить ничего вразумительного, невольно задаешься вопросом: а не мистификация ли это? По мере изучения темы возникает ответ: отчасти да. В том смысле, что Вильгельма Шенрока по документам не существует. И даже псевдоним такой вроде бы не использовался — по крайней мере в 1970-е годы, с которых начинается эта летопись. Зато существовал художник Николай Востриков, чья биографическая канва подозрительно совпадает с краткими сведениями о Шенроке, приведенными в первых двух книгах издательского проекта (он инициирован нью-йоркским Orange Art Foundation и московским издательством «Слово»; всего обещано десять томов). Но даже и про Вострикова никакой Google вам не расскажет ничего существенного — разве что упомянет его как участника арт-группы «Синтез», возникшей в Новороссийске в 1970-е и распавшейся после перестройки. А про Вильгельма Шенрока на его англоязычном сайте говорится лишь, что художник обитает ныне между Нью-Йорком и Москвой.

Получается, что сторонних свидетельств о жизни протагониста, как бы он ни звался, в открытом доступе почти нет. Да и его визуальное творчество (пре­имущественно это живопись постмодернистского толка, абсурдно-эротические парафразы хрестоматийных сюжетов) вряд ли знакомо широкой ауди­тории. Чем же обусловлен межконтинентальный размах проекта? Похоже, «Дневники Вильгельма Шенрока» заинтересовали издателей необычным форматом и рефлексиями главного героя, изначально претендовавшего на внимание потомков. Вспоминаются пресловутые «капсулы времени», адресованные комсомольцами эпохи развитого социализма будущим поколениям. Только здесь вместо дежурных заклинаний — рваная, метафоричная автобиографическая проза, перемежаемая стихами и рисунками. И в роли отправителя выступает не коллективное комсомольское тело, а мятущийся, амбициозный индивидуум, успевший на заре туманной юности отбыть два года принудительных работ в Тюменской области (вроде за политику, но подробностей нам не сообщают) и косивший от армии посредством психдиспансера.

Послание в будущее вполне может быть рассмотрено в качестве артефакта — решили издатели. И подошли к делу именно так — дневниковые записи публикуются в виде artist’s book, «книги художника»: компьютерный набор чередуется с факсимильными копиями рукописей, на полях возникают пометки «дважды подчеркнуто» или «текст в рамке», даже исходный цвет чернил отображается шрифтом разной толщины. Всячески акцентирована драгоценная фактура потрепанных блокнотов, которая должна усиливать ощущение значимости текстов. Они, надо признать, мало похожи на фиксацию повседневных событий в духе «беседовал с соседом о видах на урожай, поужинал без аппетита». Для релевантного восприятия записей Шенрока неплохо бы в качестве камертона держать в голове его фразу: «Чтобы понять меня, надо исходить из того, что я не хочу быть простым смертным и хорошо умею этим пользоваться». Или еще вот такую: «Мне повезло с рождения — я родился гением!»

Интонационные переклички с «Дневником одного гения» Сальвадора Дали появляются здесь спорадически и, кажется, берутся ниоткуда (сомнительно, чтобы в советские 1970-е молодой человек из провинции, еще до учебы в Строгановке, был знаком с сочинениями знаменитого сюрреалиста). Хотя репродукции полотен последнего имели тогда хождение среди передовой молодежи, и Шенрок (пусть уж зовется именно так) со страстью рассуждает о соблазнах и пороках сюрреалистического метода. Юноша вообще довольно начитан (или стремится к этому), он бесконечно цитирует Плутарха, Гете, Ницше, Кафку, Ионеско. И не просто так цитирует, а прикладывает их формулировки к своим интенциям, взыскуя экзистенциальных истин и творческого вдохновения. Он щедро пересыпает дневник собственными афоризмами, сталкивает угрюмый быт с безоглядной поэзией, смакует психологические бездны любовного треугольника. Он мечтает о большой литературной форме (во втором томе действительно помещен текст его романа «Женщина-книга», который, впрочем, мало отличается от других дневниковых записей), он жаждет кинематографической карьеры («Пришло время подумать о славе. Перейти во ВГИК»). К чему еще он тянулся и что еще его волновало, мы узнаем, вероятно, из последующих томов.

Во вступительных статьях искусствоведы Александр Боровский, Виталий Пацюков, Антон Успенский рассуждают о «дискретной», мерцающей, но все равно яркой роли Вильгельма Шенрока в искусстве последнего полувека. Это как раз то, что мы, со своей стороны, оценивать не возьмемся. А вот публикация дневников — событие и впрямь любопытное. Повествова­ние о том, как «юноша бледный со взором горящим» претерпевает регламентированную действительность, пытаясь попутно совладать с собственной гениальностью, — чтение довольно занятное и поучительное. Кем бы и когда бы это ни было написано. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+