18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Волонтерские поиски «окон в Европу»

№88
Материал из газеты

Все витражи Васильевского острова теперь учтены и каталогизированы

Эта инициатива возникла в рамках виртуального проекта «Витражи России». В начале 2019 года организаторы сайта обратились к петербуржцам с предложением принять участие в генеральной инвентаризации витражей города. Десятки волонтеров в течение двух лет обследовали здания в исторической части Петербурга и зафиксировали не только сохранившиеся витражи, но и все следы их прежнего существования. Так собирался материал для книжной серии «Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2020», задуманной кандидатом искусствоведения Татьяной Княжицкой. Первое издание в этой серии посвящено Васильевскому острову.

Самые ранние упоминания о «готических окнах» в России относятся к концу XVIII века. А в первой трети XIX столетия сформировался спрос на витражи. Первым заметным произведением этого искусства в публичном пространстве стал алтарный витраж Исаакиевского собора, изготовленный для Петербурга в 1844 году в Мюнхене. Он породил волну подражаний, хотя витражи собственного производства получались очень дорогими. Но в конце XIX века начался строительный бум. Открылись специализированные мастерские, изменилась технология изготовления стекла. Подсчитать точно, сколько витражей было изготовлено в Петербурге на рубеже XIX–XX веков и вплоть до революции, невозможно.

Сегодняшнее состояние петербургских витражей градозащитники считают катастрофическим. По данным Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), город утратил около 80% былого их корпуса. Так что полная инвентаризация и публикация книг — едва ли не единственный вариант спасения оставшегося. На Васильевском острове волонтеры обнаружили 41 здание, в архитектуре которых использованы произведения с декоративным остеклением — всего около 150 объектов с витражами (окна, двери, десюдепорты). Из них совершенно целыми оказались только два окна.

Книгу открывает вводная часть с рассказом о проекте. Следом опубликован исторический очерк Татьяны Княжицкой, написанный по материалам из архива петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Основная часть — каталог, где представлены все адреса с подробным описанием обнаруженных витражей и их детальной фотофиксацией. Завершает книгу обширный глоссарий.

Сейчас участники проекта готовят следующее издание — «Витражи Петроградской стороны». Подобные каталоги планируется издать по всем историческим районам города.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+