Волонтерские поиски «окон в Европу»

№88, февраль 2021
№88
Материал из газеты

Все витражи Васильевского острова теперь учтены и каталогизированы

Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2020. Васильевский остров / Сост. и науч. ред. Т. В. Княжицкая. СПб.: ООО «НП-Принт», 2020. 148 с., ил.
Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2020. Васильевский остров / Сост. и науч. ред. Т. В. Княжицкая. СПб.: ООО «НП-Принт», 2020. 148 с., ил.

Эта инициатива возникла в рамках виртуального проекта «Витражи России». В начале 2019 года организаторы сайта обратились к петербуржцам с предложением принять участие в генеральной инвентаризации витражей города. Десятки волонтеров в течение двух лет обследовали здания в исторической части Петербурга и зафиксировали не только сохранившиеся витражи, но и все следы их прежнего существования. Так собирался материал для книжной серии «Витражи Санкт-Петербурга: инвентаризация 2019–2020», задуманной кандидатом искусствоведения Татьяной Княжицкой. Первое издание в этой серии посвящено Васильевскому острову.

Витраж в доме купца П.Я.Бекеля. Современный вид. Фото: Витражи в России
Витраж в доме купца П.Я.Бекеля. Современный вид.
Фото: Витражи в России

Самые ранние упоминания о «готических окнах» в России относятся к концу XVIII века. А в первой трети XIX столетия сформировался спрос на витражи. Первым заметным произведением этого искусства в публичном пространстве стал алтарный витраж Исаакиевского собора, изготовленный для Петербурга в 1844 году в Мюнхене. Он породил волну подражаний, хотя витражи собственного производства получались очень дорогими. Но в конце XIX века начался строительный бум. Открылись специализированные мастерские, изменилась технология изготовления стекла. Подсчитать точно, сколько витражей было изготовлено в Петербурге на рубеже XIX–XX веков и вплоть до революции, невозможно.

Сегодняшнее состояние петербургских витражей градозащитники считают катастрофическим. По данным Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), город утратил около 80% былого их корпуса. Так что полная инвентаризация и публикация книг — едва ли не единственный вариант спасения оставшегося. На Васильевском острове волонтеры обнаружили 41 здание, в архитектуре которых использованы произведения с декоративным остеклением — всего около 150 объектов с витражами (окна, двери, десюдепорты). Из них совершенно целыми оказались только два окна.

Интерьер в особняке М.Э.Бонштедта. Начало ХХ в. Фото ЦГАКФФД
Интерьер в особняке М.Э.Бонштедта. Начало ХХ в.
Фото: ЦГАКФФД

Книгу открывает вводная часть с рассказом о проекте. Следом опубликован исторический очерк Татьяны Княжицкой, написанный по материалам из архива петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Основная часть — каталог, где представлены все адреса с подробным описанием обнаруженных витражей и их детальной фотофиксацией. Завершает книгу обширный глоссарий.

Сейчас участники проекта готовят следующее издание — «Витражи Петроградской стороны». Подобные каталоги планируется издать по всем историческим районам города.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+