18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петербург может лишиться витражных окон в парадных бывших доходных домов

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Причина тому — замена старых окон на стеклопакеты и кражи, поэтому власти призывают жильцов исторических домов следить за общим имуществом

Витражи дома No 42 по улице Чайковского, бывшего доходного дома Назарова (1905), пока остаются в неприкосновенности. Фото: Виктор Федотов
Витражи дома No 42 по улице Чайковского, бывшего доходного дома Назарова (1905), пока остаются в неприкосновенности.
Фото: Виктор Федотов

Впоследние годы скандальные истории о пропаже витражей в историческом центре города появляются в публичном пространстве с пугающей регулярностью. Сотрудникам петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) известно уже о восьми случаях бесследного исчезновения витражей за три года. И это только те пропажи, о которых сообщили жильцы домов или активисты градозащитного сообщества.

Солнце зашло

Осенью 2017 года в Петербурге разразился очередной скандал: из подъезда дома № 5 на Введенской улице исчез один из самых известных петербургских витражей — «Восход солнца», о чем сообщили жильцы. Он был достопримечательностью Петроградской стороны, но коммунальные службы начали замену старых окон на пластиковые стеклопакеты в рамках городской целевой программы, и витраж пропал. Жильцы сообщили об этом в петербургское отделение ВООПиК и Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Правительства Санкт-Петербурга. Но оказалось, что бывший доходный дом не имеет охранного статуса. Найти витраж не удалось еще и потому, что замена окон в подъезде проходила в начале лета, когда большая часть жильцов были на дачах, и до момента объявления тревоги прошло слишком много времени. 

А два года назад на торговой интернет-площадке Avito появилась информация о продаже витражей из дома на Некрасова, 46/27, известного как доходный дом Кумовича. К сожалению, жильцы дома не подали заявления о краже, и следственная проверка не проводилась. Сейчас, согласно данным ВООПиК, по требованию КГИОП прокуратура завела два дела о пропаже витражей. В одном случае это хищение (ч. 1 ст. 158 Уголовного кодекса РФ), в другом — ущерб памятнику (ст. 247). Пока идет следствие, дела в суд еще не переданы.

Витражи дома No 42 по улице Чайковского, бывшего доходного дома Назарова (1905), пока остаются в неприкосновенности. Фото: Виктор Федотов
Витражи дома No 42 по улице Чайковского, бывшего доходного дома Назарова (1905), пока остаются в неприкосновенности.
Фото: Виктор Федотов

Разноцветный взгляд на мир

Мода на украшение окон в подъездах цветными витражами особенно распространилась в Петербурге с конца XIX века. К 1917 году в столице работало около 20 витражных мастерских, среди них очень известные, как ателье «М. Франкъ и Ко». Заметный след в украшении петербургских окон оставил рижский мастер Эрнст Фридрих Тоде, среди его лучших работ — окно алтаря католической церкви Святой Екатерины, а также витражи особняков Набоковой и Кельха. Известно, что созданием витражей в то время серьезно увлекался и Николай Рерих. 

Популярность витражей в Петербурге особенно заметно возросла с появлением нового стиля в архитектуре — модерна. К началу XX века декоративными узорными композициями из цветных стекол украшали практически все вновь построенные дома, и вскоре витражи перестали быть предметом роскоши — их можно было встретить не только в особняках, но и в больницах, школах, магазинах, ресторанах, театрах и даже банях. 

Сам себе стекольщик

В 70-е годы XX века Петербург (тогда еще Ленинград) пережил тотальный капитальный ремонт, и значительная часть домов в центре лишилась главных элементов своего декора: каминов, майолик, витражей. Сейчас, по данным градозащитников, в Петербурге насчитывается порядка 300 подлинных витражей в различных зданиях исторического центра. Как рассказал корреспонденту TANR Сергей Васильев, заместитель председателя петербургского отделения ВООПиК, около сотни из них находятся в очень плохом состоянии и требуют реставрации. Но непонятно, кто именно должен ею заниматься: лишь 30 витражей из этого списка находятся под охраной государства.

Иногда сами жильцы берут в свои руки дело спасения старинных красот. Пенсионер Евгений Синицын, бывший сотрудник музея истории города, спас витражи своего дома по Мытнинской улице (к тому моменту в подъезде сохранилось лишь два с половиной исторических витража из пяти). В их доме тоже началась замена деревянных рам на стеклопакеты, и роскошные цветные окна оказались на помойке. Евгений Григорьевич забрал их к себе и сообщил о варварской выходке ремонтников в прессу. Поднялся шум, целый год продолжалось бодание между чиновниками и ЖКС. В конце концов власти заставили ремонтную организацию вернуть витражи. Тогда Синицын потребовал, чтобы жилищники за свой счет сделали на остальные окна в подъезде рамы, совпадающие по размерам и конфигурации с историческими. Он снял копии рисунка и расписал по ним новые окна. Теперь в подъезде можно увидеть одновременно и исторические витражи, и их имитацию.

На просьбу прокомментировать историю с витражами пресс-служба КГИОП сообщила, что 13 марта 2018 года их ведомство провело совещание с представителями районных администраций, Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга и сотрудниками Управления МВД по городу и Ленобласти. Принято решение провести разъяснительную работу с управляющими компаниями о сохранении объектов культурного наследия.

«Я не устаю повторять, что в первую очередь сами жильцы должны быть заинтересованы в сохранении подлинности своего дома, — говорит председатель КГИОП Сергей Макаров. — Витражи и двери придают уникальность историческому зданию, в итоге увеличивают стоимость жилья. К сожалению, как показывает практика, далеко не всем очевидно, что типовые металлические двери и белые пластиковые стеклопакеты уродуют облик зданий». 

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+