Миллиардная коллекция Тиссен-Борнемисы останется в Испании

Правительство Испании подписало соглашение, которое решит судьбу собрания Кармен Тиссен-Борнемисы, включающего значимые работы Гогена, Моне и Пикассо и оцененного в €1 млрд

Фасад Музея Тиссен-Борнемиса, оформленный к 100-летию барона Тиссена в этом году. Фото: Thyssen-Bornemisza Museum
Фасад Музея Тиссен-Борнемиса, оформленный к 100-летию барона Тиссена в этом году.
Фото: Thyssen-Bornemisza Museum

Правительству Испании удалось добиться договоренности, благодаря которой коллекция Кармен Тиссен-Борнемисы останется в стране. Новое соглашение с баронессой Кармен Серверой, вдовой промышленного магната Ханса Генриха фон Тиссен-Борнемиса, скончавшегося в 2002 году, означает, что более 400 произведений, хранящихся в мадридском Национальном музее Тиссен-Борнемиса, крупнейшей в мире частной картинной галерее, со временем смогут оказаться в государственной собственности. В числе прочих в уникальное собрание входят работы Эдгара Дега, Анри Матисса, Клода Моне, Пабло Пикассо, Огюста Ренуара, Огюста Родена и Альфреда Сислея.

Министерство культуры Испании опубликовало пресс-релиз, в котором сообщается, что «министру культуры удалось заключить контракт сроком на 15 лет, по истечении которого правительство получит возможность выкупить коллекцию. Ежегодный платеж за указанную группу картин и скульптур общей стоимостью €1 млрд составит €6,5 млн».

Принципиально, что в рамках нового соглашения в Мадрид вернется шедевр Гогена, полотно «Мата Муа», которое владелица пыталась продать из-за возникших финансовых проблем. «Баронесса Тиссен-Борнемиса прибавит к произведениям из коллекции, уже находящимся в Национальном музее Тиссен-Борнемиса, работу „Мата Муа“ („Былые времена“) (1892) Поля Гогена, покинувшую музей с разрешением на вывоз в 2019 году», — сообщает министерство. В рамках заключенной сделки правительство Испании также поможет баронессе основать Музей Кармен Тиссен в Сан-Фелиу-де-Гишольс неподалеку от Барселоны, экспозиция которого будет посвящена каталонской живописи.

«Композиция № 1 с красным и синим» Пита Мондриана в залах Музея Тиссен-Борнемиса. Фото: Sarah McKenzie
«Композиция № 1 с красным и синим» Пита Мондриана в залах Музея Тиссен-Борнемиса.
Фото: Sarah McKenzie

Большинство произведений, хранящихся в Музее Тиссен-Борнемиса в историческом дворце Вильяэрмоса в Мадриде, происходит из личной коллекции Ханса Генриха фон Тиссен-Борнемиса. В 1993 году правительство Испании приобрело основное ядро его собрания, состоящее из 775 произведений, охватывающих период с XIII по XX век, за $350 млн. В 1999 году к коллекции барона прибавились работы, принадлежащие Сервере, которая заключила отдельный контракт на их долгосрочную аренду государством сроком в 11 лет. После его истечения в 2010 году баронесса безуспешно пыталась продать свое собрание правительству Испании, параллельно начав распродавать из него работы на аукционах.

Контракт продлевался ежегодно, пока в 2016 году не было заключено последнее полугодовое соглашение. С тех пор при отсутствии каких-либо твердых договоренностей коллекция находилась в состоянии неопределенности. Ранее Сервера заявляла, что «больше всего хочет, чтобы коллекция оставалась в Испании».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+