Музей Тиссен-Борнемиса рискует лишиться коллекции Кармен Серверы

Более 400 работ из собрания баронессы покинут мадридский музей, если на этой неделе министр культуры Испании не предложит ей новые условия

Фасады и сквер возле Музея Тиссен-Борнемиса в самом центре Мадрида. Photo: Abb Photographer
Фасады и сквер возле Музея Тиссен-Борнемиса в самом центре Мадрида. Photo: Abb Photographer

Музей Тиссен-Борнемиса в Мадриде зашел в тупик. Тридцатого января истек срок действия соглашения о предоставлении ему в аренду коллекции 73-летней баронессы Кармен Серверы, вдовы промышленного магната барона Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса. Новый договор до сих пор не заключен. В подвешенном состоянии оказалось 429 работ, общая стоимость которых оценивается в €750 млн (в том числе произведения Клода Моне, Анри Матисса и Пабло Пикассо).

Сервера пригрозила вывезти свое собрание из страны, если новое соглашение не будет позволять ей передавать вещи на временные выставки в испанские музеи и за рубеж. Министр образования, спорта и культуры Испании Иньиго Мендес де Виго пообещал, что договоренность будет достигнута уже к концу недели.

Большинство работ, хранящихся в Музее Тиссен-Борнемиса в историческом дворце Вильяэрмоса, происходит из личной коллекции барона Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса. В 1993 году музей приобрел 775 предметов из нее, охватывающих период с XIII по XX век, за $350 млн.

В 1999 году к собранию барона добавилась собственная коллекция Серверы, которая заключила с музеем долгосрочный контракт на 11 лет. Когда истек срок его действия, баронесса безуспешно попыталась продать коллекцию государству, и с тех пор контракт продлевался ежегодно, пока в 2016 году не было заключено последнее полугодовое соглашение.

Кармен Сервера заявила, что хотела бы, чтобы ее коллекция продолжала демонстрироваться рядом с произведениями из собрания покойного мужа и что ее «искренним желанием остается сохранение коллекции в Испании». С расчетом на это в 2004 году музей во дворце Вильяэрмоса был значительно расширен, однако теперь баронесса настаивает на том, что продление соглашения зависит от договоренности о новых, более гибких условиях аренды произведений государством. Это решение она объяснила необходимостью думать о своем имуществе, поскольку у нее есть родной сын и удочеренные в 2007 году близнецы.

До сих пор у Кармен Серверы было право продать 10% от общей стоимости коллекции. Так, цена ушедшей за £22,4 млн на Christie’s в 2012 году работы Джона Констебла «Плотина» (1824) составила 5% от стоимости всего собрания. Теперь же баронесса хочет распоряжаться судьбой примерно 60 работ в год, чтобы «иметь возможность выставлять их в Испании и за границей».

В 2011 году Сервера открыла Музей Кармен Тиссен в Малаге во дворце Вильялон, где хранится 300 произведений испанских художников XIX века. Недавно баронесса объявила об открытии в марте еще одного Музея Кармен Тиссен — в княжестве Андорра, где она живет со своей семьей.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+