Кинетизм — альтернативная история искусства

В Третьяковской галерее начала работу выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России»

Яков Чернихов. «Явно надуманная архитектурная композиция в аксонометрическом построении № 95». 1929–1932. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Яков Чернихов. «Явно надуманная архитектурная композиция в аксонометрическом построении № 95». 1929–1932.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Лаборатории Будущего. Кинетическое искусство в России» в Новой Третьяковке поражает воображение: каждый второй экспонат движется, каждый третий мерцает огоньками, издает звуки, меняет конфигурацию. С одной стороны, деревяшки и железяки (но не только они, там есть и живопись, и инсталляции), с другой — одухотворенные творения человеческих рук, концепты неведомых миров, лаборатория будущего. Вся выставка — о том, как русские художники на протяжении последних 100 лет мечтали, как представляли светлое (скорее, даже загадочное и интригующее) завтра. 

Александр Родченко. «Пространственная конструкция №10». 1920–1921. Реконструкция Александра Лаврентьева. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Родченко. «Пространственная конструкция №10». 1920–1921. Реконструкция Александра Лаврентьева.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Эту выставку год назад показывали в петербургском Манеже. Третьяковская галерея ее слегка видоизменила, усилив экспонатами из собственной коллекции. В фокусе внимания — художественные практики 1960–1970-х годов, инспирированные послевоенной научно-технической революцией, — собственно то, что и называют кинетическим искусством: Вячеслав Колейчук, Лев Нусберг, группа «Движение». Это смысловое ядро дополнили, во-первых, работы русского авангарда 1920-х — произведения Татлина, Лисицкого, Маяковского и др. Они — явные предшественники кинетизма. Во-вторых, в экспозицию вошли вещи современных художников — Платона Инфанте, Владимира Мартиросова, Петра Айду, Олега Макарова и многих других. Они — столь же явные продолжатели. В-третьих, кураторы расширили географию и, так сказать, ассортимент кинетического искусства, включив в него, например, эксперименты со звуком Льва Термена, светомузыкальные монументальные панно и объекты ленинградца Августа Ланина, светоживопись Юрия Правдюка из Харькова. Отдельный раздел посвящен архитектуре, и в нем представлены, помимо прочего, футуристические рисунки 1930-х годов Якова Чернихова. Еще один раздел отдан театру. Еще одна история — об оформлении городов к праздникам. В общем, кинетизм, как пишет в каталоге одна из кураторов Анна Колейчук, оказался вездесущим: «Природа кинетизма имеет самое непосредственное отношение к повседневной жизни человека, его окружению, идеям, которые питают искусство, науку, поведение и восприятие. В этой связи можно вспомнить и про аквариумных рыбок, тоже кинетический объект, только живой».

Вид экспозиции «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вид экспозиции «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Главный куратор выставки Юлия Аксенова (сокураторами выступили Анна Колейчук, Андрей Смирнов и Наталья Сидорова) явно не искала легких путей и вместо ожидаемого хронологического членения всего собранного материала (а он просто гигантский — 400 экспонатов!) предложила зрителю рассматривать кинетическое искусство по четырем векторам — «лабораториям»: зрения, искусствометрии, среды и синестезии. К сожалению, сжатый формат рецензии не позволяет нам углубиться в суть каждой лаборатории. Но в результате вся хронология оказалась нарушенной, и зритель, двигаясь по выставке, то ныряет в 1920-е, то рассматривает «Цифрового оракула Zoltan’a» (2019) — существо, обладающее якобы искусственным интеллектом, творение художника ::vtol:: (Дмитрий Морозов). И такой вот хаос делает всю экспозицию очень нескучной.

На этом пестром фоне отметим солирующие фигуры. Это, во-первых, Анна Андреева (1917–2008) — ведущий художник по текстилю на фабрике «Красная Роза» в 1950–1970-е годы. Она была специалистом по абстрактным паттернам, по сути, практиковала оп-арт на ткани. Андреева делала эскиз платка, который Юрий Гагарин вручал во время своих международных поездок, в том числе и королеве Елизавете II (по причине чего художника включили в советскую делегацию, приглашенную в Лондон). В 2019 году гобелен «Электрификация» и 11 эскизов тканей Анны Андреевой приобрел в постоянную экспозицию Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА). На выставке в Третьяковской галерее Анне Андреевой и ее дочери Татьяне отвели целую стену: на ней (помимо работ) фоном идут оп-арт-обои, которые Татьяна Андреева в 1974 году сделала для Центрального дома туриста на Ленинском проспекте в Москве.

Вид экспозиции «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вид экспозиции «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Еще одна пронзительно прозвучавшая фигура на выставке — это не так давно ушедший из жизни архитектор Борис Стучебрюков (1950–2016). Последние десятилетия он работал в архитектурном бюро ABC Architects у Бориса Левянта и считался там генератором нестандартных идей. Но чуть раньше, в 1980-е, Стучебрюков прославился как автор кинетических объектов: из 22 250 бритвенных лезвий, особым образом соединенных в замкнутую структуру, он сделал подвижную инсталляцию «Галатея» (она представлена на выставке). По прошествии 30 лет эта работа стала легендарной, повторить ее так никто и не смог. На выставке можно увидеть и «Мобилер» (1980) Стучебрюкова: особым образом закрепленная полоска пружинной стали при помощи электромотора сворачивается в двойное кольцо. На эту работу можно медитировать: она проста и дает бесконечное число метафорических интерпретаций.

В очередной раз поражает творческая мощь Вячеслава Колейчука (1941–2018): на выставке много его проектов, они разные и потрясающие. Чем больше времени нас отделяет от создания этих работ, тем более значительными и важными они кажутся.

Из объектов-редкостей (непонятно, как их удалось найти!) отметим восстановленный диафильм 1960 года «В 2017 году», эдакий футуристический заброс на 60 лет вперед. Диафильм оцифровал энтузиаст и коллекционер Сергей Позняков.

Выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» полна чудес. У ее создателей в результате получилась альтернативная история русского искусства XX века. Ее действующие лица не были ни за левых, ни за правых, ни за коммунистов, ни за диссидентов. Их больше интересовало, как технологии меняют мир, каковы закономерности человеческого восприятия — как мы реагируем на звук, цвет, форму. Удивительным образом такое идеологически нейтральное искусство создало новую эстетику, невероятное богатство пластических форм и визуальных образов. Это стоит увидеть, потому что это искусство еще и красиво.

Третьяковская галерея на Крымском Валу
Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России
До 10 мая

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+