18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Будущее, сконструированное кинетистами, показывают в Петербурге

На выставке «Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России» в петербургском Манеже круг представленных художников обширен — от Казимира Малевича и Эль Лисицкого, через работы Юрия Злотникова и Вячеслава Колейчука до Recycle Grou

Петербургский Манеж совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем представляет развернутый портрет кинетического искусства — от расцвета кинетизма в 1960–1970-е годы, его генетическую связь с авангардом 1910–1920-х, до последующей трансформации в художественные образы сегодняшнего дня. В экспозиции собрали около 400 произведений: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты. Все это богатство распределили по четырем разделам (организаторы выставки назвали их «лабораториями»): «зрение», «искусствометрия», «среда» и «синестезия». Круг представленных художников обширен — от Казимира Малевича и Эль Лисицкого, через работы Юрия Злотникова и Вячеслава Колейчука до Алексея Шульгина и Recycle Group.

«Кинетическое искусство родилось из споров физиков и лириков, — рассказывает куратор выставки Юлия Аксенова. — Стороны не столько боролись за лидерство, сколько выясняли совпадения. Художники объясняли свое искусство научными теориями (волн, расщеплением атома, биологическими закономерностями и прочим), а ученые настаивали на том, что их работа — чистое творчество».

Возникнув одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, кинетизм был связан с идеями технического прогресса и формированием информационного общества. Художники-кинетисты охотно пробовали себя и в прикладных областях: дизайне, архитектуре, градостроительстве, организации окружающей среды. Кинетизм был не просто направлением в искусстве, но своеобразной лабораторией будущего. Отсюда и название выставки.

«В России кинетическое искусство понимали не как фиксацию движения, а как пластический образ развития и трансформации в широком смысле, — поясняет Юлия Аксенова. — Когда мы продумывали структуру экспозиции, то сталкивались с тем, что один и тот же автор попадал в разные разделы, произвольно сочетал в работе свет, цвет, звук, движение. И мы подумали, что это многообразие форм и манер — родовая черта кинетизма. Нам не надо бороться за чистоту жеста — надо принять смешение „жанров“ как данность и обыграть его».

Манеж, Санкт-Петербург
Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России
До 29 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+