18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Кинетизм — альтернативная история искусства

В Третьяковской галерее начала работу выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России»

Выставка «Лаборатории Будущего. Кинетическое искусство в России» в Новой Третьяковке поражает воображение: каждый второй экспонат движется, каждый третий мерцает огоньками, издает звуки, меняет конфигурацию. С одной стороны, деревяшки и железяки (но не только они, там есть и живопись, и инсталляции), с другой — одухотворенные творения человеческих рук, концепты неведомых миров, лаборатория будущего. Вся выставка — о том, как русские художники на протяжении последних 100 лет мечтали, как представляли светлое (скорее, даже загадочное и интригующее) завтра. 

Эту выставку год назад показывали в петербургском Манеже. Третьяковская галерея ее слегка видоизменила, усилив экспонатами из собственной коллекции. В фокусе внимания — художественные практики 1960–1970-х годов, инспирированные послевоенной научно-технической революцией, — собственно то, что и называют кинетическим искусством: Вячеслав Колейчук, Лев Нусберг, группа «Движение». Это смысловое ядро дополнили, во-первых, работы русского авангарда 1920-х — произведения Татлина, Лисицкого, Маяковского и др. Они — явные предшественники кинетизма. Во-вторых, в экспозицию вошли вещи современных художников — Платона Инфанте, Владимира Мартиросова, Петра Айду, Олега Макарова и многих других. Они — столь же явные продолжатели. В-третьих, кураторы расширили географию и, так сказать, ассортимент кинетического искусства, включив в него, например, эксперименты со звуком Льва Термена, светомузыкальные монументальные панно и объекты ленинградца Августа Ланина, светоживопись Юрия Правдюка из Харькова. Отдельный раздел посвящен архитектуре, и в нем представлены, помимо прочего, футуристические рисунки 1930-х годов Якова Чернихова. Еще один раздел отдан театру. Еще одна история — об оформлении городов к праздникам. В общем, кинетизм, как пишет в каталоге одна из кураторов Анна Колейчук, оказался вездесущим: «Природа кинетизма имеет самое непосредственное отношение к повседневной жизни человека, его окружению, идеям, которые питают искусство, науку, поведение и восприятие. В этой связи можно вспомнить и про аквариумных рыбок, тоже кинетический объект, только живой».

Главный куратор выставки Юлия Аксенова (сокураторами выступили Анна Колейчук, Андрей Смирнов и Наталья Сидорова) явно не искала легких путей и вместо ожидаемого хронологического членения всего собранного материала (а он просто гигантский — 400 экспонатов!) предложила зрителю рассматривать кинетическое искусство по четырем векторам — «лабораториям»: зрения, искусствометрии, среды и синестезии. К сожалению, сжатый формат рецензии не позволяет нам углубиться в суть каждой лаборатории. Но в результате вся хронология оказалась нарушенной, и зритель, двигаясь по выставке, то ныряет в 1920-е, то рассматривает «Цифрового оракула Zoltan’a» (2019) — существо, обладающее якобы искусственным интеллектом, творение художника ::vtol:: (Дмитрий Морозов). И такой вот хаос делает всю экспозицию очень нескучной.

На этом пестром фоне отметим солирующие фигуры. Это, во-первых, Анна Андреева (1917–2008) — ведущий художник по текстилю на фабрике «Красная Роза» в 1950–1970-е годы. Она была специалистом по абстрактным паттернам, по сути, практиковала оп-арт на ткани. Андреева делала эскиз платка, который Юрий Гагарин вручал во время своих международных поездок, в том числе и королеве Елизавете II (по причине чего художника включили в советскую делегацию, приглашенную в Лондон). В 2019 году гобелен «Электрификация» и 11 эскизов тканей Анны Андреевой приобрел в постоянную экспозицию Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА). На выставке в Третьяковской галерее Анне Андреевой и ее дочери Татьяне отвели целую стену: на ней (помимо работ) фоном идут оп-арт-обои, которые Татьяна Андреева в 1974 году сделала для Центрального дома туриста на Ленинском проспекте в Москве.

Еще одна пронзительно прозвучавшая фигура на выставке — это не так давно ушедший из жизни архитектор Борис Стучебрюков (1950–2016). Последние десятилетия он работал в архитектурном бюро ABC Architects у Бориса Левянта и считался там генератором нестандартных идей. Но чуть раньше, в 1980-е, Стучебрюков прославился как автор кинетических объектов: из 22 250 бритвенных лезвий, особым образом соединенных в замкнутую структуру, он сделал подвижную инсталляцию «Галатея» (она представлена на выставке). По прошествии 30 лет эта работа стала легендарной, повторить ее так никто и не смог. На выставке можно увидеть и «Мобилер» (1980) Стучебрюкова: особым образом закрепленная полоска пружинной стали при помощи электромотора сворачивается в двойное кольцо. На эту работу можно медитировать: она проста и дает бесконечное число метафорических интерпретаций.

В очередной раз поражает творческая мощь Вячеслава Колейчука (1941–2018): на выставке много его проектов, они разные и потрясающие. Чем больше времени нас отделяет от создания этих работ, тем более значительными и важными они кажутся.

Из объектов-редкостей (непонятно, как их удалось найти!) отметим восстановленный диафильм 1960 года «В 2017 году», эдакий футуристический заброс на 60 лет вперед. Диафильм оцифровал энтузиаст и коллекционер Сергей Позняков.

Выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» полна чудес. У ее создателей в результате получилась альтернативная история русского искусства XX века. Ее действующие лица не были ни за левых, ни за правых, ни за коммунистов, ни за диссидентов. Их больше интересовало, как технологии меняют мир, каковы закономерности человеческого восприятия — как мы реагируем на звук, цвет, форму. Удивительным образом такое идеологически нейтральное искусство создало новую эстетику, невероятное богатство пластических форм и визуальных образов. Это стоит увидеть, потому что это искусство еще и красиво.

Третьяковская галерея на Крымском Валу
Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России
До 10 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+