18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Славянская эпопея» Альфонса Мухи наконец-то обрела дом

Монументальный цикл из 20 полотен будет экспонироваться в квартале Саварин в центре Праги, в доме по проекту Томаса Хизервика

Мечта Альфонса Мухи о том, чтобы его «Славянская эпопея» обрела дом в Чехии, наконец-то близка к воплощению после почти столетия неопределенности. По условиям заключенного 11 января соглашения, «Славянская эпопея» (1910–1928) будет экспонироваться в обновленном квартале Саварин в историческом центре Праги, реконструкция которого ведется по проекту Томаса Хизервика и должна завершиться к 2026 году. Это решение может положить конец затяжному конфликту между городскими властями и внуком художника Джоном Мухой.

«Мы предлагаем решение, которое наконец-то поставит точку в драме вокруг „Славянской эпопеи“, — говорит Саймон Джонсон, директор ведущего реконструкцию застройщика Crestyl Group. — Мы готовы покрыть все расходы, связанные со строительством выставочного пространства и в том числе с установкой всего необходимого оборудования, которое требуется для экспонирования подобных произведений. Таким образом, Праге не придется делать никаких финансовых вложений в организацию экспозиции, а в будущем она станет ежегодно получать от нее прибыль».

На новой площадке разместятся 20 полотен — некоторые в длину достигают более 8 м, — а также рисунки, картины, фотографии и документы, связанные с созданием «Славянской эпопеи». «В результате появится уникальный музей международного значения, с концептуальной точки зрения сопоставимый, пожалуй, только с Музеем ван Гога в Амстердаме. „Славянская эпопея“, таким образом, будет экспонироваться как единое произведение», — говорит Джон Муха, председатель Фонда Мухи.

На время реконструкции квартала Саварин «Славянская эпопея» вернется в замок Моравски-Крумлов в Южно-Моравском крае, где картины экспонировались на протяжении 50 лет. Замок эпохи Возрождения прошел тщательную реставрацию под контролем чешского отделения Международного совета музеев и других организаций, и его залы оборудованы всем необходимым для экспонирования цикла.

Создание «Славянской эпопеи» заняло 18 лет. Она изображает ключевые эпизоды из истории славян и представляет собой один из немногих случаев, когда Муха обратился к живописи на холсте, — художник больше знаменит рекламными плакатами и эскизами к ним. В 1928 году, на десятую годовщину независимости Чехословакии, Муха преподнес «Славянскую эпопею» Праге. Но передача работ сопровождалась условием: город обязывался построить специальное помещение для постоянного экспонирования цикла.

Однако галерея так и не была построена. Картины скитались по стране и в конце концов оказались в замке Моравски-Крумлов. В 2010 году муниципалитет Праги перевез произведения обратно в столицу, поместив их в экспозицию в Выставочном дворце, в прошлом служившем площадкой для промышленных ярмарок, что вызвало критику со стороны консерваторов, посчитавших этот выбор неудачным.

В 2016 году, когда городские власти захотели отправить хрупкие картины в двухлетнее турне по Азии, Джон Муха обратился в суд с требованием запретить вывоз картин за границу и признать за ним право собственности на «Славянскую эпопею», ссылаясь на тот факт, что город так и не смог построить для нее обещанную галерею. Слушания по этому делу о сих пор не завершены.

Теперь же, «если все будет идти по плану» с кварталом Саварин, Муха говорит: «Я вижу возможность прекратить тяжбу».

На территории нового комплекса площадью 15 тыс. кв. м в районе Вацлавской площади, одной из главных достопримечательностей Праги, расположатся торговые площадки и офисные здания. Проект студии Хизервика предполагает реставрацию ряда исторических зданий и их интеграцию с новыми постройками.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+