18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анна Пумпянская: «Мы пошли по пути осмысления уральского искусства внутри глобальных контекстов»

№87
Материал из газеты

В Екатеринбурге появилась влиятельная в международном масштабе институция, которая занимается современным искусством. Как это произошло, рассказывает Анна Пумпянская, арт-директор Sinara SA, возглавляющая представительство галереи в Женеве

«Синара» — промышленный холдинг со штаб-квартирой в Екатеринбурге. «Синара арт» — галерея современного искусства, существующая аж с 2004 года. Так что же с ней случилось за последние полтора года? И кем вы приходитесь владельцу всей «Синары», миллиардеру Дмитрию Пумпянскому?

В 2011 году я вошла в семью Пумпянских, став супругой сына Дмитрия Александровича — Александра. По образованию я юрист, но со временем современное искусство стало моей профессией. И сейчас я отвечаю за стратегическое продвижение коллекции и развитие галереи «Синара арт» за границей. Она существует почти 20 лет и все это время занималась не просто современным искусством, но прицельно наследием уральских художников. Мы поддерживали таланты, что-то продавали, что-то покупали в свою коллекцию. В результате удалось сформировать одно из самых полных собраний уральских живописи и графики, инсталляций и арт-объектов, которое насчитывает около 1,5 тыс. произведений. Самая ранняя работа датируется 1892 годом — это «Женский портрет» одного из лучших мастеров жанровой живописи, уроженца Екатеринбургского уезда Алексея Корзухина (1835–1894). А самые последние приобретения — текущим 2020-м.

В прошлом году в Екатеринбурге появился «Синара центр», частью которого стала галерея. Это совершенно уникальный комплекс. Он располагается в зданиях начала XIX века. Почти 200 лет в его стенах размещались медицинские учреждения. Первым был госпиталь для рабочих Верх-Исетского завода. Сам же завод был основан в 1725 году сподвижником Петра I, инженером Георгом Вильгельмом де Геннином. Это, образно говоря, «намоленное» место, очень важное в истории города. Если говорить об архитектурном стиле, ансамбль зданий — настоящий ампир. Построек этого периода в Екатеринбурге осталось не больше 20. За последние десятилетия комплекс разрушился на 80%. Потребовалось 3 года и 2 млрд руб. капитальных вложений, чтобы привести его в порядок и приспособить под современное использование. 

Но все было не зря: в прошлом году «Синара центр» вошел в пятерку самых посещаемых объектов культуры в Екатеринбурге. Мы его сделали многофункциональным: наряду с галереей здесь работает трансформируемый концертный зал, где можно не только провести концерты или спектакли, но и деловой форум, здесь проходят перформансы, в лектории можно послушать лекции об искусстве, в ресторане вкусно поесть, а в винном баре записаться на дегустацию. Сюда можно прийти всей семьей на весь день, здесь отмечают важные события в жизни. Такой вот синтез разных функций и искусств, начиная  с contemporary art и заканчивая гастрономией — но она, впрочем, тоже вид искусства.

И на этом этапе вы пригласили в консультанты куратора Марата Гельмана, чтобы свою коллекцию пополнить?

Я бы сказала так: наши взгляды во многом совпали относительно роли культуры в развитии городов. Именно поэтому мы решили пойти по пути осмысления уральского искусства внутри глобальных контекстов. Пополнение собрания произведениями известных российских художников — это шаг в сторону дальнейшего соединения локального с глобальным, обнаруживается преемственность в явлениях разных исторических периодов. Художники в России сильно разобщены. До недавнего времени, пока не прогремела наша Уральская индустриальная биеннале, а в Москве не стали регулярно проводить смотры художников со всей страны, в столице смутно представляли себе, что происходит в регионах. Так же и художники в регионах жили своей, особой жизнью. Примерно два года назад коллекция стала пополняться работами художников мирового масштаба: Эрика Булатова, Дмитрия Гутова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Ильи Кабакова и многих других.

Есть еще один мотив — желание вернуть знаковые работы обратно в Россию. Нам кажется неправильным, что наш зритель в силу различных обстоятельств оказался лишен возможности видеть и узнавать имена, играющие важную роль в развитии современного искусства. Мы поработали в этом году с Маратом Гельманом и купили часть произведений из его коллекции, а часть — у художников и галеристов. В результате за полгода приобрели порядка 150 вещей 45 художников — от соц-арта Александра Меламида до работ Александра Шишкина-Хокусая, участника Венецианской биеннале 2019 года.

Это в основном живопись и графика?

Там представлены разные медиа: фотография, видеоарт, инсталляции, работы с тканью. Среди авторов — группы AES + F и «Синие носы» (последние тоже, между прочим, урало-сибирские ребята), Ирина Корина, Тимур Новиков, Александра Паперно, Арсен Савадов. Сейчас у «Синары арт» одна из лучших коллекций российского современного искусства, по крайней мере в России.

Сколько денег вы вложили в этот проект?

Мы не называем суммы, но можно понять, что работы того же Кабакова, к примеру, недешевы.

Как вы собираетесь с коллекцией работать?

Мы будем устраивать сменные выставки в «Синара центре» в Екатеринбурге. В галерее нет навеки застывшей, выстроенной в хронологическом порядке экспозиции. Мы соединяем устоявшиеся авторитеты с работами молодых художников, для нас очень важны кураторские высказывания. Мы планируем приглашать кураторов на разные проекты. В феврале 2020 года директором галереи «Синара арт» стала Анна Пьянкова, которая является и исполнительным директором Уральской индустриальной биеннале.

А в каких вы отношениях с биеннале?

Мы всегда ее поддерживали. В нашей галерее проходят мероприятия параллельной программы. В 2019-м, на пятой биеннале, «Синара арт» представила два проекта из основной программы: выставку «Память времени» швейцарского художника Бернара Гаро и «Социалистический сюрреализм» фотографа Саши Генциса. Кроме этого, Благотворительный фонд «Синара» выделяет гранты для участия в основной программе уральских художников, которых отбирает международный куратор. Инициатором этого проекта является комиссар биеннале Алиса Прудникова. Мы очень горды тем, что некоторые вещи, рожденные с нашей финансовой помощью, позднее были приобретены уважаемыми музеями. Так, инсталляция «Испарение Конституции Российской Федерации» творческого объединения «Куда бегут собаки» (в него входят Влад Булатов, Наталья Грехова, Ольга Иноземцева и Алексей Корзухин) сегодня находится в коллекции Музея современного искусства Антверпена (M HKA).

Вы планируете развернуть работу только в Екатеринбурге или делать выставки в Москве и Питере?

Почему бы и нет? Также в приоритете международная программа. Европейский форпост «Синары арт» находится в Женеве. Там в 2019 году с успехом прошла выставка нонконформистского искусства. В январе 2020-го мы сделали выставку русских художников в рамках Всемирного экономического форума в Давосе. Она была небольшая, организовали мы ее быстро, но она коррелировала с темой конференции — «Каспийская неделя», объединившей страны Каспийского региона. Выставка называлась «Нервущиеся нити». Она отразила преемственность тем и художественного языка уральских авторов трех поколений: Александра Баженова, Александра Данилова, Ирины Косолаповой, Николая Митцева, Антона Таксиса и других. Будущее Каспия тоже зависит от «нервущихся нитей» — от международной кооперации.

И это только начало. Мы хотим участвовать в европейских арт-ярмарках, открыть арт-резиденции: приглашать уральских художников в Швейцарию и Францию и привозить европейцев жить и работать в Екатеринбурге. Чем больше западные кураторы, галеристы, директора музеев будут узнавать о екатеринбургской арт-повестке, тем лучше будет для формирования художественной среды в регионе.

А западные художники согласятся поехать на далекий Урал?

Даже сама идея провести несколько месяцев не в Москве или Питере, а почти в Сибири вызывает у европейцев большой энтузиазм. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+