18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Технологии бессмертия предлагает Уральская биеннале

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

V Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге — самое крупное региональное событие в сфере современного искусства. И тема вполне соответствует юбилейной тематике (десять лет) — «Бессмертие»

Лиеко Шига. Rasen Kaigan. 2012. Фото: Уральская индустриальная биеннале
Лиеко Шига. Rasen Kaigan. 2012.
Фото: Уральская индустриальная биеннале

Уральская индустриальная биеннале первый раз прошла в 2010 году и сразу с размахом: шесть индустриальных площадок, более 60 тыс. посетителей. Большие цифры с тех пор не уходили из ее релизов, что вполне в духе советской индустриальной стилистики, на чьем наследии (или руинах) биеннале и стоит. За этими показателями — несколько очень существенных побед. Вероятно, самая важная из них — реальное выплавление какого-то сгустка смыслов, который местным сообществом признается за «наше, уральское» и в то же время виден на международном уровне. Вместе с тем после нескольких прорывов двигаться дальше куда сложнее, потому что, во-первых, непонятно, куда уж дальше, а во-вторых, есть высокая планка ожиданий, которую нужно поддерживать. 

Мария Сафронова. «Паника». 2016. Фото: Уральская индустриальная биеннале
Мария Сафронова. «Паника». 2016.
Фото: Уральская индустриальная биеннале

Например, тема четвертой биеннале была сформулирована очень тонко — «Новая грамотность». Она породила несколько работ, идеально соответствовавших заявке на рефлексию над языком и в то же время впечатлявших злобо­дневностью. Так, «Испарение Конституции Российской Федерации» группы «Куда бегут собаки» (текст Конституции отстукивался азбукой Морзе с помощью капель, падающих на раскаленную поверхность) стало чуть ли не мемом. 

Получится ли нечто подобное с «Бессмертием»? Тема, конечно, как раз та, о которой нужно думать во время юбилейных дат, да и привязка к технической специфике очевидна на фоне разговоров и новостей об успехах медицины, искусственном интеллекте и тому подобном. Но не получится ли все слишком уж очевидным? 

Аня и Виталик Черепановы. «Уральская игрушка». 2019. Фото: Уральская индустриальная биеннале
Аня и Виталик Черепановы. «Уральская игрушка». 2019.
Фото: Уральская индустриальная биеннале

Как бы то ни было, ряд новаций в биеннале уже заявлен. Одной из площадок основного проекта впервые стало действующее предприятие. Уральский оптико-механический завод имени Э.С.Яламова входит в корпорацию «Ростех». В советское время он разрабатывал наблюдательные приборы для космических кораблей, а сейчас производит оптико-электронные системы наведения для военных и инкубаторы для новорожденных — прекрасный контраст тем продолжения жизни и продолжения смерти. Проходить на выставку придется с паспортом — таким образом факт вашего приобщения к искусству будет зарегистрирован по всем правилам и сохранен где-то в вечности. Второй площадкой стало построенное в 1845 году здание кинотеатра «Колизей», до последнего времени закрытое на ремонт. Так биеннале подготовила его к новой жизни. Новостью стало и место проведения превью биеннале — в нескольких метрах от Кремля, в галерее «ГУМ-Red-Line». Выставка, впрочем, если чем и удивила, то легкостью, с которой «уральское индустриальное» искусство вписалось в гумовский мир парадно-ностальгического капитализма. В Екатеринбурге все иначе.

Чэнь Иньцзюй. «Дополнительные исследования». 2016. Фото: Уральская индустриальная биеннале
Чэнь Иньцзюй. «Дополнительные исследования». 2016.
Фото: Уральская индустриальная биеннале

В основном проекте участвуют 75 художников и арт-групп из 25 стран. Курирует его Шаоюй Вэн из Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Участвуя в проекте Государственного центра современного искусства NEMOSKVA, она проехала несколько регионов и потом проводила собственные исследования российской художественной сцены. В интервью нашей газете куратор рассказала, что хочет уйти от банальных ассоциаций бессмертия с трансгуманизмом. «Наш подход к пониманию бессмертия, к пониманию того, как оно может соотноситься со смертью, очень узок и ограничен нашим очень четко заданным представлением о современных технологиях и о том, что они могут сделать с человеком. Выставка не только критикует ограниченность наших представлений о современных технологиях, но и ищет истоки этих представлений и способы сделать наше взаимодействие с технологиями более открытым и осознанным». 

Александр Сорин. Из проекта «Смерти нет». Фото: Уральская индустриальная биеннале
Александр Сорин. Из проекта «Смерти нет».
Фото: Уральская индустриальная биеннале

Шаоюй Вэн ссылается на современного философа Юка Хуэя (уже участвовавшего в Уральской индустриальной биеннале) и его концепцию «космотехники». Речь о том, что технологией можно считать любую систему, организующую наши отношения с миром (например, религиозный ритуал), и в итоге может существовать множество подходов к технологии и вариантов ее развития, в том числе национальных. Довольно оригинально поворачивают тему бессмертия в своем манифесте и организаторы биеннале. «Как мы можем преодолеть не только смерть, но и бессмертие?» — задаются они вопросом, имея в виду, вероятно, стирание смертного и сиюминутного вечным и обобщенным. 

Среди художников основного проекта много всемирно известных. Например, одна из звезд американского концептуализма, обладательница «Золотого льва» 56-й Венецианской биеннале Эдриан Пайпер или Карлос Аморалес из Мексики, знаменитый «черными мотыльками», «жидким архивом» и многим другим. В числе россиян тоже много весьма титулованных: Павел Пепперштейн, Александр Шишкин-Хокусай и другие. 

Саша Генцис. Из проекта «Социалистический сюрреализм». Фото: Уральская индустриальная биеннале
Саша Генцис. Из проекта «Социалистический сюрреализм».
Фото: Уральская индустриальная биеннале

В Музее Гуггенхайма Шаоюй Вэн специализируется на китайском искусстве — и его, как и в целом искусства из Азии, на биеннале много. «Мне кажется, что Екатеринбург — интересное место, он действительно соединяет Европу и Азию. Но что же происходит в азиатской части России? Складывается ощущение, что она забыта и выключена из дискурса», — говорит куратор и приводит в качестве показательного примера специфического азиатского осмысления технологии инсталляцию Сюй Цзявэя с Тайваня, который с помощью современных технологий фиксировал присутствие «лягушачьего божества» на посвященных ему ритуалах.

Кроме основного проекта, биеннале включает в себя специальные выставки, публичную программу и арт-резиденции. Одна из выставок (российских художников) — «После нас». Ее куратор Владимир Селезнев получил в этом году премию «Инновация» в номинации «Художник года». В Еврейском музее в конце прошлого года был показан проект Саши Генциса «Социалистический сюрреализм», основанный на фотографиях цехов ЗИЛа и интервью с рабочими. Художник фиксировал остатки фантастического мира, в котором стилистика призывов, агитации и пропаганды органично вписывалась в пространство, заполненное станками, машинами и трубами. Теперь проект о «прошлой жизни» московского завода впишется в постиндустриальное пространство Екатеринбурга в галерее, расположившейся в бывшем госпитале Верх-Исетского завода. Больше года антрополог Наталья Конрадова и фотографы Федор Телков и Александр Сорин исследовали жизнь уральских марийцев и их отношения с миром мертвых — и теперь в галереях Ельцин Центра представят мультимедийный проект «Урал мари. Смерти нет».

Уральский оптико-механический завод — основная площадка Уральской индустриальной биеннале. Фото: Сергей Потеряев
Уральский оптико-механический завод — основная площадка Уральской индустриальной биеннале.
Фото: Сергей Потеряев

Публичная программа тоже обширна. Главное ее событие — симпозиум, посвященный философскому осмыслению темы биеннале. Среди участников — уже упомянутый Юк Хуэй, антрополог из Новой школы социальных исследований Абу Фарман, антрополог Сергей Мохов, специалист по политической теории и интеллектуальной истории Илья Будрайтскис и другие. В программе также заявлены ридинг-группы, семинар по фантастическому письму, разговоры о смерти Death Cafe, воркшопы «Амарантовой библиотеки» Джо Дэвиса из Массачусетского технологического института. В рамках воркшопов участники должны записывать информацию в галофилах, солелюбивых микроорганизмах, превращая их в кристаллы соли. Получившееся, по словам Дэвиса, будет «самым длительным архивом из когда-либо созданных» (кристаллы могут существовать до полумиллиона лет). 

Кинотеатр «Колизей» — «павильон бессмертия искусства» Уральской индустриальной биеннале. Фото: Никита Перфильев
Кинотеатр «Колизей» — «павильон бессмертия искусства» Уральской индустриальной биеннале.
Фото: Никита Перфильев

Наконец, весомый блок составляет программа арт-резиденций. Девять художников прикреплены к различным промышленным предприятиям Урала и создают работы, использующие полученные ими знания. К примеру, Сесилия Йонссон из Амстердама вместе с бывшими работницами медеэлектролитного завода в городе Кыштым Челябинской области вяжет объект из овечьей шерсти и стальной проволоки, чтобы затем покрыть его слоем меди или драгоценных металлов при помощи электролиза. Остальные проекты не менее изощренны. В общем, до декабря Екатеринбург будет жить очень насыщенной жизнью, к которой стоит присоединиться. 

V Уральская индустриальная биеннале современного искусства
12 сентября – 1 декабря

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+