Уральская биеннале объявила список участников

В пустых цехах Уральского оптико-механического завода покажут работы на тему «Бессмертие» — Арсения Жиляева, Павла Пепперштейна, арт-группы Recycle и многих иностранных авторов

Организаторы 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства на пресс-конференции 26 апреля 2019 г. Фото: TASS
Организаторы 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства на пресс-конференции 26 апреля 2019 г.
Фото: TASS

В качестве темы 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства заявлено понятие «бессмертие», которое кураторы и художники будут осмысливать с самых разных ракурсов, в том числе как цифровую вечность, культурную память, обращение к прошлому и документацию современного. «Мы поговорим и об эпохе Просвещения, и о холодной войне, и о том, что происходит сейчас, — объяснила куратор основного проекта биеннале Шаоюй Вэн на пресс-конференции, состоявшейся в пятницу 26 апреля в Москве. — Также тема бессмертия затронет вопрос синхронизации и трансформации нашего общества. Мы увидим разные ответы на вопрос о бессмертии, и они не будут линейными».

В основном проекте примут участие более 70 художников и коллективов из 23 стран и регионов. Уже известны имена 55 приглашенных авторов, среди которых есть как российские, так и зарубежные. В числе иностранцев, по словам Шаоюй Вэн, много тех, кого она как куратор нью-йоркского Музея Соломона Гуггенхайма хорошо знает и с кем работала ранее. Уже известно, что это будут Карлос Аморалес, Антон Видокль, Кристина Лукас, Эдриан Пайпер и Диана Татер.

Куратор Шаоюй Вэн. Фото: Алексей Пономарчук
Куратор Шаоюй Вэн.
Фото: Алексей Пономарчук

Российская арт-сцена будет представлена такими именами, как Агентство сингулярных исследований, Евгений Антуфьев, Владислав Ефимов, Арсений Жиляев, Ксения Маркелова, Павел Пепперштейн, Иван Петрокович, Анастасия Цайдер, Александр Шишкин-Хокусай, Устина Яковлева, арт-группа Recycle Group и другие. Куратор рассказала, что отбирала российских художников, объехав их мастерские и познакомившись лично с ними и их работами. Хотя большинство из них сосредоточены в мегаполисах, как Москва, Петербург и Екатеринбург, в рамках стратегического проекта ГЦСИ — РОСИЗО Nemoskva осенью 2018 года вместе с Алисой Прудниковой, комиссаром биеннале, Шаоюй Вэн посетила другие российские города и смогла познакомиться с художниками из регионов, некоторых из них позже она пригласила участвовать в биеннале.

Уральский оптико-механический завод в Екатеринбурге. Фото: Сергей Потеряев
Уральский оптико-механический завод в Екатеринбурге.
Фото: Сергей Потеряев

Полный список участников основного проекта будет объявлен в августе. Основной проект можно будет увидеть в Екатеринбурге на двух площадках: на Уральском оптико-механическом заводе и в кинотеатре «Колизей». Особенно интересен завод — это действующее режимное предприятие, которое впервые будет выполнять столь необычную функцию. Екатерина Баранова, директор по коммуникациям госкорпорации «Ростех», стратегического партнера биеннале, рассказала о том, как предприятие будет приспособлено под нужды современного искусства. «Мы готовимся серьезно, практически перестроили завод», — пошутила она. Для посетителей биеннале завод организует специальную проходную, что, видимо, убережет их от случайного соприкосновения с государственной тайной.

Тимофей Радя. «Кто мы, откуда, куда мы идем?». 2017. Стрит-арт-интервенция на крыше бывшего приборостроительного завода в Екатеринбурге. Фото: 4-я Уральская биеннале
Тимофей Радя. «Кто мы, откуда, куда мы идем?». 2017. Стрит-арт-интервенция на крыше бывшего приборостроительного завода в Екатеринбурге.
Фото: 4-я Уральская биеннале

Из-за особого режимного статуса для посетителей будет организован специальный порядок прохода на выставочную площадку. Им придется заранее оставлять заявку на сайте (иностранным гражданам — за пять рабочих дней), доступ на завод будет осуществляться только по паспорту. Впустить биеннале на Оптико-механический завод оказалось возможным потому, что сейчас несколько цехов предприятия ожидают переоборудования и пустуют. Именно их на время отдали современным художникам. Это большая площадка, около 12 тыс. кв. м, и, по мнению организаторов, она позволит хорошо передать, что такое промышленная красота.

На второй площадке основного проекта — в историческом городском кинотеатре «Колизей» с помощью архитектурного бюро Planet 9 будет устроен павильон «Бессмертие искусства» и пространство для публичной программы.

Кинотеатр «Колизей». Фото: Сергей Потеряев
Кинотеатр «Колизей».
Фото: Сергей Потеряев

В рамках программы арт-резиденций свои произведения в городах за пределами Екатеринбурга представят 12 художников из 8 стран. Современное искусство в их трактовке проникнет на 10 предприятий в 11 городах Оренбургской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей и Пермского края. Среди участников этого стратегического проекта — Сесилия Йонссон, Ханна Пери, Werker Collective, а также уроженцы Урала Красил Макар, Анна Марченкова и Анна Титова.

5-я Уральская индустриальная биеннале пройдет с 12 сентября по 1 декабря 2019 года. Запуск сайта с формами регистрации и онлайн-продажей билетов планируется в конце июня.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+