18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей «Новый Иерусалим» открывает выставку «Младшие Брейгели и их эпоха»

В мир увлекательных и запутанных семейных и художественных историй предстоит погрузиться зрителям выставки «Младшие Брейгели и их эпоха», которая откроется в музее «Новый Иерусалим» 24 декабря

Младшие Брейгели — уникальное явление: связанные родственными узами четыре поколения художников творили на протяжении более 100 лет, c XVI по XVIII век. Был один выдающийся отец, у него — два сына-живописца, далее — два внука и два внучатых зятя и еще четыре правнука. Два Питера, три Яна, Ян Питер — легко запутаться. Подобного не было ни до, ни после них, разве что семейство Баха в музыке.

Ставшая основой выставки коллекция нидерландской живописи Валерии и Константина Мауергауз — также явление исключительное. Она сформировалась в течение последних 15 лет в результате покупок на аукционах и в галереях. Это была большая удача: цены на картины Брейгелей за тот же период взлетели. Если в 1990-е Питер Брейгель Младший продавался за $1,5 млн, то в 2011 году на аукционе Christie’s в Лондоне его работа ушла за $10,7 млн!

В 2015 году коллекцию Мауергаузов уже показывали в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В тот раз, как и сейчас, куратором экспозиции был профессор, доктор наук Вадим Садков. Но пять лет назад публика увидела только 29 работ — ныне же нашему вниманию предложено 70 произведений: порядка 19 картин Питера Брейгеля Младшего (1564–1638), 2 работы Яна Брейгеля Старшего (1568–1625), произведения его сына Яна Брейгеля Младшего (1601–1678) и многое другое.

Начало активному семейному брейгелеведению положила в 1997-м выставка Breughel —Brueghel, которую курировал немецкий исследователь Клаус Эртц. На ней впервые рядом висели работы двух братьев, сыновей Брейгеля Старшего. В 2002-м в нескольких европейских городах прошла выставка Brueghel Enterprises («Предприятия Брейгелей») — и о феномене заговорили в полный голос. Самый горячий вопрос, который интересовал всех: а как, собственно, эти копии появились?

Современному зрителю, живущему в цифровой век, когда для копирования изображения достаточно нажать кнопку телефона, непонятны сложности XVI столетия. Чтобы представить себе драматизм ситуации, надо перенестись в 1569 год, когда в Брюсселе неожиданно умирает 45-летний преуспевающий художник Питер Брейгель. У него остались молодая вдова и трое детей — дочь и два сына: старшему было около пяти лет, младшему — год.

Активный творческий период Брейгеля Старшего занял последние 16 лет жизни. За это время он создал около 50 работ. Большинство из них хранились в частных коллекциях; еще в XVI веке на них наблюдался ажиотажный спрос (император Священной Римской империи Рудольф II давал задания своим посланникам искать и приобретать работы Брейгеля). То есть наследие художника высоко котировалось и было доступно ограниченному кругу богатых и влиятельных людей, но отнюдь не ближайшим родственникам.

Как в такой ситуации два маленьких мальчика выросли и стали не просто художниками, а точными копиистами отца, оставалось загадкой. Их мать Майкен Кук умерла через девять лет после мужа. Есть версия, что Питера и Яна воспитала бабушка Майкен Верхюльст, художник-миниатюрист и вдова Питера Кука ван Альста. Но даже если ты растешь в семье художников, этого недостаточно, чтобы воспроизводить картины отца, которых ты часто вообще не видел, с феноменальной точностью.

Только современные методы исследования (съемка в инфракрасном спектре) позволили увидеть, что на грунтованные доски — основу будущих картин — Питер Брейгель Младший переносил изображения с картонов. Метод назывался «припорох»: на картоне по контурам рисунка имелись дырочки, по ним проводили мешочком с угольной пылью, рисунок отпечатывался на доске. По всей видимости, картоны и предварительные эскизы были тем наследием, которое хранилось в семье и на основе которого возникла династия. До наших дней этот рабочий материал не дошел.

Питер Брейгель Младший — первенец Брейгеля Мужицкого — посвятил практически всю жизнь популяризации творчества отца. Его работы стоили на порядок дешевле: если старший Брейгель продавался за 700 гульденов, то копии сына — за 70. (Такие цифры назывались в 2002-м в связи с выставкой Brueghel Enterprises.) Питер-младший подписывал вещи семейной фамилией, но практически всегда ставил год, что помогает в атрибуции. То есть он производил действительно копии, а не подделки. Объем производства у наследников был на порядок выше: 50 картинам отца семейство противопоставило почти 1,5 тыс. копий, некоторые композиции повторялись до 50 раз!

Ян Брейгель Старший, второй сын основателя династии, выбрал собственный путь: он на семь лет уехал в Италию, где и сформировался как художник. Его картины носили более камерный характер, почерк отличался маньеристической утонченностью, а живописный слой — из-за лессировок — прозрачностью. Помимо аллегорических и пасторальных сценок, он прославился цветочными композициями, был одним из родоначальников цветочного натюрморта. Из-за живописной манеры он получил прозвище Бархатный, в то время как его старшего брата, который утрировал манеру отца, именовали Адским. Сын Яна-старшего, Ян Брейгель Младший, наследовал как мастерскую отца, так и круг его живописных тем и во многом — манеру.

Что такого притягательного было в творчестве Питера Брейгеля Старшего, что даже его копии имели и имеют такой бешеный спрос? В истории искусств есть ключевые фигуры, вокруг которых формируется священный культ. (В русском искусстве таким является, например, Казимир Малевич.) Брейгель Старший явно в их числе. Ярчайший представитель Северного Возрождения, он совершил переход от религиозной живописи к светской: насытил религиозные сюжеты житейскими подробностями и одновременно возвысил своих современников до уровня библейских героев. Он придумал Землю (или даже Вселенную): подарил плоской как блюдце Голландии виды бескрайних гор и долин. И это были не просто топографические красоты, а Земля как творение Бога. Брейгель жил во времена Реформации, буржуазной революции, раздела Нидерландов на испанскую Фландрию и независимую Голландию, и ужас и жестокость этих потрясений явно нашли отражение в его творчестве. Наконец, картины Брейгеля Старшего работают как фрактал: сколько их ни увеличивать (а современные проекторы позволяют увеличивать их в десятки раз), на любом уровне обнаружатся новые и новые сюжеты — занятия, детали, выражения лиц, отношения людей, нюансы одежды. В этот мир погружаешься как в бездонный колодец. Выдающиеся открытия были достойны того, чтобы их копировали и распространяли.

В мир увлекательных и запутанных семейных и художественных историй предстоит погрузиться зрителям выставки в музее «Новый Иерусалим». Помимо собственно Брейгелей, в экспозиции будут работы их соперников-конкурентов — известных антверпенских мастеров Франса Франкена Младшего и Себастьяна Вранкса, творивших в историческом и батальном жанрах. Также мы увидим фламандский и голландский натюрморты: работы Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего и Бальтазара ван дер Аста и еще вещи Яна ван Кесселя Старшего, состоявшего в родстве с Брейгелями.

Выставка станет и поводом поговорить об организации арт-бизнеса в Нидерландах в XVI–XVIII веках. В стране первой в мире победившей буржуазной революции возник большой класс потребителей искусства — зажиточных горожан, но в то же время существовала монополия на производство и, главное, на продажу картин: этим бизнесом могли заниматься только члены гильдии святого Луки. Оба сына Питера Брейгеля Старшего (не говоря уже об их детях) как потомственные живописцы стали членами этой гильдии в 20-летнем возрасте и имели большое рыночное преимущество в воспроизведении и распространении семейного стиля-бренда.

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»
Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз
Выставка продлена до 27 июня

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+