18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ночь на день поменяли: у картины не только изменился сюжет, но и появился автор

№52
Материал из газеты

Английские ученые установили, что картина, хранящаяся в художественном Музее Холбурна, написана не анонимным последователем, но самим Питером Брейгелем Младшим

Проведенные недавно реставрация и технологическая экспертиза картины из коллекции художественного Музея Холбурна в английском городе Бат подтвердили, что она действительно написана знаменитым мастером Питером Брейгелем Младшим (1564–1638), а не одним из его последователей, как считалось ранее. Это открытие означает, что отныне Музей Холбурна официально стал обладателем самого большого числа произведений фламандского художника среди государственных музеев Великобритании.

Не датированная и не подписанная работа «Свадебный танец на открытом воздухе» (1607–1615) хранилась в запасниках, когда директор музея Дженнифер Скотт решила изучить ее внимательнее. Заручившись финансовой поддержкой частного спонсора Дэвида Пайка, она связалась с реставратором Элизабет Холфорд. В 2011 году благодаря проведенной Холфорд реставрации картину «Посещение крестьянского дома» из коллекции Музея Холбурна удалось атрибутировать как работу Питера Брейгеля Младшего.

Холфорд удалила со «Свадебного танца на открытом воздухе» старую ретушь и два слоя потускневшего лака. В результате вместо сцены ночного празднования обнаружилась дневная пирушка группы веселящихся и танцующих крестьян. Техника нанесения краски совпадает с тем, что можно увидеть на других, давно известных работах Питера Брейгеля Младшего.
Исследование при помощи инфракрасной рефлектографии обнаружило мастерски исполненный подмалевок, характерный для творческого метода художника. «Кстати, именно в этот самый момент мои догадки превратились в нечто большее, — рассказывает Скотт, добавляя, что такие классические детали, как изгибающиеся вслед фигурам деревья, характерны именно для этого художника: — [Уже на подмалевке] видны живость и уверенность приема».

По словам директора музея, специалисты по творчеству Брейгеля, в том числе Кристина Кюрри, сходятся во мнении, что речь идет действительно о подлиннике. Существует более 100 версий «Свадебного танца на открытом воздухе», 31 из которых приписывается лично Питеру Брейгелю Младшему. В основе композиции лежит утраченная картина, написанная отцом художника Питером Брейгелем Старшим, знаменитым своими густо заселенными сценами крестьянских гуляний, который стремился к тому, чтобы его композиции были как можно более точными. Для этого он наряжался простым гулякой и незамеченным наблюдал за пирушками. После смерти художника в возрасте 44 лет его сыновья Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший (оба они вернули в свою фамилию выпущенную отцом букву «h» — Brueghel, чтобы их не путали со знаменитым родителем) не только создавали собственные композиции, но и копировали отцовские.

Скотт объясняет, что крестьянские сцены, созданные Питером Брейгелем Младшим и Яном Брейгелем Старшим, наследовавшими наработкам отца, были очень популярны, и отмечает, что в их цветовом и композиционном решении есть что-то «домашнее и успокаивающее». В XVI–XVII веках эти праздничные пиры олицетворяли простую жизнь людей во времена, когда иностранное господство еще не угрожало фламандским традициям. В Британии же начала XIX века перед лицом угрозы вторжения на остров наполеоновской армии именно такие уютные полотна, проникнутые светом многовековых традиций, приобрели особую притягательность для коллекционеров типа Уильяма Холбурна (картина происходит из его собрания).

Сегодня «Свадебный танец на открытом воздухе» демонстрируется вместе с еще почти 40 произведениями на выставке, посвященной художественному наследию семьи Брейгелей.

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+