Ночь на день поменяли: у картины не только изменился сюжет, но и появился автор

№52, апрель 2017
№52
Материал из газеты

Английские ученые установили, что картина, хранящаяся в художественном Музее Холбурна, написана не анонимным последователем, но самим Питером Брейгелем Младшим

Картина «Свадебный танец на открытом воздухе» до реставрации. Сourtesy of HOLBURNE MUSEUM
Картина «Свадебный танец на открытом воздухе» до реставрации. Сourtesy of HOLBURNE MUSEUM

Проведенные недавно реставрация и технологическая экспертиза картины из коллекции художественного Музея Холбурна в английском городе Бат подтвердили, что она действительно написана знаменитым мастером Питером Брейгелем Младшим (1564–1638), а не одним из его последователей, как считалось ранее. Это открытие означает, что отныне Музей Холбурна официально стал обладателем самого большого числа произведений фламандского художника среди государственных музеев Великобритании.

Не датированная и не подписанная работа «Свадебный танец на открытом воздухе» (1607–1615) хранилась в запасниках, когда директор музея Дженнифер Скотт решила изучить ее внимательнее. Заручившись финансовой поддержкой частного спонсора Дэвида Пайка, она связалась с реставратором Элизабет Холфорд. В 2011 году благодаря проведенной Холфорд реставрации картину «Посещение крестьянского дома» из коллекции Музея Холбурна удалось атрибутировать как работу Питера Брейгеля Младшего.

Картина «Свадебный танец на открытом воздухе» после реставрации. Сourtesy of HOLBURNE MUSEUM
Картина «Свадебный танец на открытом воздухе» после реставрации. Сourtesy of HOLBURNE MUSEUM

Холфорд удалила со «Свадебного танца на открытом воздухе» старую ретушь и два слоя потускневшего лака. В результате вместо сцены ночного празднования обнаружилась дневная пирушка группы веселящихся и танцующих крестьян. Техника нанесения краски совпадает с тем, что можно увидеть на других, давно известных работах Питера Брейгеля Младшего.
Исследование при помощи инфракрасной рефлектографии обнаружило мастерски исполненный подмалевок, характерный для творческого метода художника. «Кстати, именно в этот самый момент мои догадки превратились в нечто большее, — рассказывает Скотт, добавляя, что такие классические детали, как изгибающиеся вслед фигурам деревья, характерны именно для этого художника: — [Уже на подмалевке] видны живость и уверенность приема».

По словам директора музея, специалисты по творчеству Брейгеля, в том числе Кристина Кюрри, сходятся во мнении, что речь идет действительно о подлиннике. Существует более 100 версий «Свадебного танца на открытом воздухе», 31 из которых приписывается лично Питеру Брейгелю Младшему. В основе композиции лежит утраченная картина, написанная отцом художника Питером Брейгелем Старшим, знаменитым своими густо заселенными сценами крестьянских гуляний, который стремился к тому, чтобы его композиции были как можно более точными. Для этого он наряжался простым гулякой и незамеченным наблюдал за пирушками. После смерти художника в возрасте 44 лет его сыновья Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший (оба они вернули в свою фамилию выпущенную отцом букву «h» — Brueghel, чтобы их не путали со знаменитым родителем) не только создавали собственные композиции, но и копировали отцовские.

Скотт объясняет, что крестьянские сцены, созданные Питером Брейгелем Младшим и Яном Брейгелем Старшим, наследовавшими наработкам отца, были очень популярны, и отмечает, что в их цветовом и композиционном решении есть что-то «домашнее и успокаивающее». В XVI–XVII веках эти праздничные пиры олицетворяли простую жизнь людей во времена, когда иностранное господство еще не угрожало фламандским традициям. В Британии же начала XIX века перед лицом угрозы вторжения на остров наполеоновской армии именно такие уютные полотна, проникнутые светом многовековых традиций, приобрели особую притягательность для коллекционеров типа Уильяма Холбурна (картина происходит из его собрания).

Сегодня «Свадебный танец на открытом воздухе» демонстрируется вместе с еще почти 40 произведениями на выставке, посвященной художественному наследию семьи Брейгелей.

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
7
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+