Форум Гумбольдта в Берлине открылся заочно

Грандиозную премьеру в новом музейном центре пришлось заменить онлайн-презентацией

Форум Гумбольдта в Берлине. Фото: Hi.Res.Cam/SHF
Форум Гумбольдта в Берлине.
Фото: Hi.Res.Cam/SHF

Этого события ждали много лет, оно должно было стать эпохальным для Берлина и всей Германии. Некоторое время назад федеральный министр культуры Моника Грюттерс даже назвала проект музейного строительства «визитной карточкой нашего народа». Однако момент предъявления готовой «визитки» то и дело откладывался. Величественный культурный комплекс предполагали открыть еще в 2019 году, потом сроки сдвинулись на сентябрь 2020-го, но из-за пандемии коронавируса и этот дедлайн соблюсти не удалось.

Казалось, уж в декабре-то все наверняка пройдет наилучшим образом. И тут очередной удар: правительство Германии объявило о вводе с 16 декабря режима строгого карантина на территории страны. Торжество пришлось устраивать исключительно в виртуальном пространстве; назначенное на 17 декабря офлайновое открытие отменено. О том, когда посетители смогут наконец увидеть новые залы вживую, пока не сообщается: все зависит от дальнейшей эпидемиологической обстановки.

Проект Форума Гумбольдта в разрезе. Фото: Golden Section Graphics/SHF
Проект Форума Гумбольдта в разрезе.
Фото: Golden Section Graphics/SHF

Музейно-выставочный комплекс в центре Берлина, названный в честь знаменитого ученого эпохи Просвещения Александра Гумбольдта, возведен на месте бывшего королевского дворца, сильно пострадавшего в конце Второй мировой войны и снесенного властями ГДР в 1950 году. К 1976 году здесь построили бетонный Дворец Республики, где заседал парламент, — это здание демонтировали после объединения двух Германий. В 2002 году было принято решение о частичном воссоздании прежнего Берлинского дворца. В 2008 году конкурс проектов по его реконструкции выиграл итальянский архитектор Франко Стелла; строительство началось в 2012-м.

Новый комплекс вписан в тот же периметр, что и уничтоженный дворец прусского короля Фридриха I, причем три барочных фасада тщательно восстановлены по сохранившимся документам. Вместе с тем речь не идет о полном копировании оригинала, архитектор Франко Стелла многое спроектировал заново, в современном духе. Интерьеры же и вовсе не подразумевалось стилизовать под старину, за исключением отдельных элементов.

Воссозданные статуи херувимов. Фото: David von Becker/SHF
Воссозданные статуи херувимов.
Фото: David von Becker/SHF

Строительство комплекса обошлось недешево. На одно только воссоздание исторических фасадов потрачено €105 млн, а общая стоимость проекта, согласно последним оценкам, составила €677 млн. Свыше 80% финансирования выделило федеральное правительство, еще €32 млн внесла земля Берлин, и около €80 млн вложили частные благотворители и спонсоры. Общая полезная площадь всего архитектурного ансамбля составляет свыше 96 тыс. кв. м, из них около 40 тыс. кв. м отдано музейным и выставочным пространствам.

В новом комплексе разместились неевропейские этнографические коллекции, собрания предметов искусства стран Азии, постоянная экспозиция, посвященная истории города, а также залы для временных выставок и открытая исследовательская лаборатория берлинского Университета Гумбольдта.

Вид на северный и восточный фасады Форума Гумбольдта. Фото: Stefan Falk/SHF
Вид на северный и восточный фасады Форума Гумбольдта.
Фото: Stefan Falk/SHF

Познакомиться с содержимым Форума Гумбольдта пока можно лишь виртуально. В вечер открытия на сайте институции представили «цифровое превью» — специально подготовленное шоу, где приветствия от музейщиков и художников из разных стран перемежались с краткими хроникальными флешбэками и беглыми обзорами премьерных выставок, среди которых «Глобальный Берлин», «После природы», «Впечатления. Братья Гумбольдт», «История места» и интерактивный проект для детей под названием «Присаживайтесь!». Заглядывала веб-камера и в залы, где разместились коллекции Этнологического музея и Музея азиатского искусства. Разумеется, предложенный цифровой формат позволял скорее заинтриговать, нежели дать подробное представление о новом очаге культуры. Организаторы обещают, что другие онлайн-программы уже на подходе.

Задолго до окончания строительства Форума Гумбольдта этот проект подвергался всевозможной критике: и за «старомодные» архитектурные решения, и за дороговизну воплощения, а в последнее время еще и за отсутствие рефлексии по поводу колониального прошлого. Руководство нового музейного центра обещает учитывать критические мнения, но ратует за взвешенность любых решений. Выступая на интернет-брифинге в день открытия комплекса, его директор Хартмут Доргерло подчеркнул, что культурная программа Форума Гумбольдта не намерена обходить вниманием никакие острые проблемы, включая темы колониальной политики и расовой дискриминации. «Я бы хотел пригласить сюда всех критиков и скептиков», — сказал Доргерло.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+