Форум Гумбольдта станет первым государственным музеем Германии с бесплатным входом

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

Вход на постоянную экспозицию, посвященную неевропейским культурам, планируется сделать бесплатным на три года для привлечения берлинцев и туристов

Во время дня открытых дверей реконструируемый Форум Гумбольдта посетило около 40 тыс. человек. Фото: Stiftung Humboldt forum im berliner schloss / dAvid von becker
Во время дня открытых дверей реконструируемый Форум Гумбольдта посетило около 40 тыс. человек.
Фото: Stiftung Humboldt forum im berliner schloss / dAvid von becker

Форум Гумбольдта, который откроется в 2019 году после частичного восстановления Берлинского городского дворца, снесенного властями ГДР, станет первопроходцем программы бесплатного доступа в государственные музеи, инициированной новым коалиционным правительством Германии. Министр культуры Моника Грюттерс дала разрешение на свободное посещение постоянной экспозиции музейного комплекса в течение трех лет с момента его открытия. Названный в честь гео­графа и натуралиста Александра фон Гумбольдта, форум еще в 2007 году задумывался как образовательный, исследовательский и экспозиционный центр, посвященный неевропейским культурам. Предполагается, что он будет привлекать 3–4 млн посетителей в год. Руководство музея надеется, что благодаря бесплатному входу берлинцы будут приходить чаще, а также потянется больше туристов. Хотя временные выставки будут платными.

Коалиционное правительственное соглашение преду­сматривает «регулярный бесплатный вход в постоянно пополняемый список культурных учреждений, финансируемых федеральным правительством». Форум Гумбольдта выбран в качестве пилотного проекта.

Нил Макгрегор, один из трех директоров-основателей Форума Гумбольдта, горячо выступает за эту инициативу. Бывший руководитель Британского музея и Национальной галереи в Лондоне, вход на постоянные экспозиции которых бесплатный, считает, что таким образом можно завоевать любовь прежде всего местных жителей. «Форум Гумбольдта станет успешным проектом, если посетители почувствуют, что общественные коллекции принадлежат им», — заявил Макгрегор в интервью одной из ведущих газет Германии Frankfurter Allgemeine Zeitung.

В ведении федерального правительства находится всего несколько немецких музеев. Большинство остальных управляются 16 федеральными землями, а свободный вход скорее исключение, чем правило. Хотя некоторые местные правительства готовы обсуждать вопрос о снижении цены входного билета, и есть музеи, которые уже экспериментируют с этой политикой.

«Я считаю, что вход на постоянные экспозиции должен быть бесплатным и план федерального правительства — хорошая инициатива, — говорит президент Немецкой ассоциации музеев Эккарт Кёне. — Мы также обсуждаем это с властями земли Баден-Вюртемберг. Но решение не может быть универсальным, и подход должен быть разным. Компенсировать убытки музеям науки или естественной истории гораздо сложнее».

В Берлине выражают опасения, что Форум Гумбольдта будет отбирать посетителей у близлежащего Музейного острова, где музеи платные. По словам Кёне, некоторые члены ассоциации указывают на финансовые последствия этого шага. Хотя продажа билетов никогда не покрывает расходы на содержание музея, это важный источник дохода, и он должен быть восполнен из госбюджета. 

Пока же эксперименты дают позитивные результаты. Так, Вюртембергский земельный музей в Штутгарте в ноябре прошлого года объявил, что собрал €160 тыс. через ассоциацию попечителей и спонсоров, чтобы отказаться от платы за вход на весь 2018 год. Число посетителей, по сообщению музея, в результате увеличилось в пять раз.

Первым крупным немецким музеем, который уже практикует бесплатный вход на постоянную экспозицию, стал Музей Фольк­ванг в Эссене, получивший €1 млн от Фонда Альфрида Круппа фон Болена унд Гальбаха для поддержки этой политики на пять лет начиная с 2015 года. Численность посетителей музея почти удвоилась по сравнению с предыдущим годом. При этом социологическое исследование, проведенное по заказу музея летом 2017 года, показало, что 27% посетителей пришли туда в первый раз.  

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+