Объявлены кураторы 6-й Уральской индустриальной биеннале

Главную тему биеннале, которая пройдет осенью 2021 года, — «Время обнимать и уклоняться от объятий» — будет реализовывать команда кураторов из Германии

Петр Захаров. Гостиница Исеть. Фото: УИБСИ
Петр Захаров. Гостиница Исеть.
Фото: УИБСИ

6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства объявила кураторов основного проекта, арт-резиденций и публичной программы.

Разработкой программы основного проекта займутся Чала Илэке и Аднан Йылдыз, возглавляющие Кунстхалле в Баден-Бадене, а также архитектор Ассаф Киммель. Тема биеннале 2021 года была объявлена еще в мае, ею стала измененная цитата из библейской книги Екклесиаста: «Время обнимать и уклоняться от объятий». Предметом осмысления станут касание, право на прикосновение, границы тела и нормы межличностной коммуникации, переживающие особенно стремительную трансформацию в новых глобальных условиях. Как рассказала весной Алиса Прудникова, комиссар биеннале, изначально тема никак не была связана с самоизоляцией из-за коронавируса, ее обсуждали еще в январе, однако с началом пандемии, карантина и вызванных ими психологических проблем решили ее не менять, несмотря на риск обвинений в «хайпе».

Кураторская концепция будет вдохновлена трудами финского архитектора Юхани Палласмаа «Глаза и кожа: архитектура и чувства» и «Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия». Как гласит пресс-релиз, кураторы будут экспериментировать с новыми формами вовлечения и исследовать прикосновение, близость и человеческое взаимодействие: «Отмечая 100-летнюю годовщину шедевра Замятина „Мы“ (1921) через „Планиты“ (рукотворные планеты) Казимира Малевича, кураторы рассматривают темы обитания, сквотирования, путешествия автостопом, угона транспорта, трансформации и создания пространств для понимания вреда, разрушения, изоляции, энтропии и неопределенности».

Аднан Йылдыз и Чала Илэке. Фото: УИБСИ
Аднан Йылдыз и Чала Илэке.
Фото: УИБСИ

Опыт больших и сложных проектов у кураторской команды уже есть. Чала Илэке курировала несколько Берлинских осенних салонов, Театр Максима Горького (Берлин) и различные галерейные выставки в Германии. Аднан Йылдыз с 2011 по 2014 год был художественным директором Кунстлерхауса в Штутгарте, с 2015 по 2017 год — директором Art Space в Новой Зеландии, а также курировал программу Dialogues на Лондонской художественной ярмарке 2017–2018 годов. Ассаф Киммель работает в бюро Substance & Inhalt. На его счету — архитектурные проекты для модного дома Balenciaga, Музея современного искусства во Франкфурте, а также работа в нью-йоркском бюро OMA Рема Колхаса.

Публичная программа биеннале соединит профессиональное и просветительское направления, которые курируют Валентина Ануфриева, Дмитрий Безуглов и Дарья Маликова. Куратором программы арт-резиденций станет Владимир Селезнев.

Тимофей Радя. «Кто мы, откуда, куда мы идём». Фото: УИБСИ
Тимофей Радя. «Кто мы, откуда, куда мы идём».
Фото: УИБСИ

С 8 декабря 2020 года по 15 января 2021 года биеннале объявляет open call на участие в портфолио-ревю с кураторами основного проекта. Подать заявку могут российские художники и авторы независимо от места проживания. Портфолио-ревю отобранных кураторами проектов состоится в январе. Начнется оно в формате онлайн, а затем, в зависимости от эпидемиологической ситуации, его планируется продолжить уже офлайн в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Предыдущая, 5-я Уральская индустриальная биеннале, темой которой было «Бессмертие», прошла в 2019 году в Екатеринбурге. Куратором основного проекта тогда стала куратор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке Шаоюй Вэн. Ее главный проект «Преодолеть границы бессмертия: к множествам будущего» располагался на Уральском оптико-механическом заводе, входящем в государственную корпорацию «Ростех». В феврале 2020 года проекту была присуждена Премия The Art Newspaper Russia как «выставке года».

Уральская индустриальная биеннале современного искусства — один из крупнейших в России международных проектов в этой области. Его организует ГЦСИ в составе ГМИИ им. А.С.Пушкина в Екатеринбурге и Уральском регионе с 2010 года.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+