18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

В ногу с этикой

№86
Материал из газеты

Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia Ольга Кабанова размышляет о новых требованиях, которые предъявляются арт-критику

Сев писать эту колонку, я для разгона набрала в поисковой строке: «художник и критик». Первым ответом была цитата: «Редко понят был я вами, / Редко понимал я вас, / Но, сойдясь в помойной яме, / Стали мы близки тотчас» (Генрих Гейне, «Избранные произведения», М.: ГИХЛ, 1934, с. 45). Глубже в историю взаимоотношений творца и его оппонента я углубляться не стала. Новые времена — новые требования. Личное неприятие и выяснения отношений в сегодняшней выгребной яме — социальных сетях — остаются, они вечны. Но критику начали предъявлять неизвестные ранее требования, соответствующие актуальной повестке, а в ней главный пункт — не эстетика, а этика.

Критики по инерции пишут о выставках, произведениях и их авторах. Информируют, анализируют, объясняют и, да, бывает, оценивают, насколько художнику удалось сказать то, что он хотел. А что именно хотел сказать художник, на выставках современного искусства обычно написано в экспликациях. Так что на вопрос: «Что хотел сказать художник?» — заранее заготовлен ответ.

Но критик ничего не пишет о моральном облике современного художника, не высказывает недовольства его полом, возрастом и местом в профессиональной иерархии. Он может, конечно, упомянуть о наградах автора, его участии в проектах почтенных музеев и известных галерей, но ему и в голову не придет упрекать институции и их кураторов, что они совершают отбор участников, то есть сеют неравенство. Так критик вместе с институциями поддерживает одних художников и не дает дорогу другим, становится винтиком в репрессивной машине.

К тому же, арт-критики мало уделяют внимания важной проблеме, насколько этично было создание произведения, поднятой полемикой вокруг фильма Ильи Хржановского «Дау». Но ведь художники в большинстве своем работают с материалом, а не с человеком. А если и калечат, то прежде всего свои тела в перформансах. Значит ли это, что надо поставить на вид художнику моральное и физическое самоистязание? Правда, художник издавна издевался над моделью, изображая ее по собственному хотению: когда-то льстил, когда-то уродовал, как это делал злостный мизогин Пикассо. Феминистскую критику у нас, будем честны, редко встретишь.

Итак, идеальный критик сегодня должен быть молод, потому что не успел войти в иерархическую систему подавления, независим, так как издания, где он публикуется, имеют идеологию, и бдителен — обязан следить за условиями, в которых художник создает произведения, а также за соблюдением прав женщин и молодежи, анализировать гендерный и возрастной состав участников любого события. Он должен быть объективен и не допускать в свои высказывания ничего личного.

Однако восприятие всегда личное, и даже если критик только описывает выставку (а оценочные рецензии ныне редки), то все равно выделяет некоторые работы: на все не хватает места.

Но, как говорится, гони природу в дверь, она влетит в окно. Институциональному критику составляет сегодня конкуренцию свободный, пишущий в соцсетях. Он высказывает свое мнение, часто не стесняясь в выражениях, и не скрывает личных симпатий. Популярных блогеров музеи все чаще приглашают на пресс-показы и в пресс-туры. Конечно, организаторы выставок привечают достаточно вменяемых непрофессионалов, но самыми популярными остаются все же самые дерзкие. Просто потому, что их читать интереснее. Только не художнику, но он может непрошенному критику ответить. Так все возвращается на круги своя: художник и идеальный критик встречаются в известном месте и становятся близки. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+