18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Для успеха в Интернете арт-критика должна быть длинной и глубокой

№37
Материал из газеты

Содержательные рецензии могли бы составить конкуренцию поверхностным обзорам, нацеленным только на поисковые механизмы и рынок

Недавно компания Amazon объявила об изменении структуры платежей независимым авторам, публикующим свои труды в интернет-магазинах. Теперь они будут получать гонорары в соответствии с количеством страниц, прочитанных пользователями, а не за каждую скачанную книгу. Постраничная ставка дает привилегии определенному типу сочинений, построенных на захватывающих или ранее неизвестных фактах. Мы, читатели, предвкушаем любопытные результаты такого влияния технологий на чтение и литературное творчество, но помним и о сложностях, возможностях и многообразии издательских интернет-платформ. Действительно, Интернет породил особый стиль (ориентированность на новости, быстрота создания текста, привлекательность заголовков). А что же с миром искусства? Здесь нет недостатка в серьезных электронных журналах, таких как издательские платформы e-flux, Triple Canopy и East of Borneo. Печатные журналы по искусству пересматривают интернет-стратегии и заказывают статьи специально для своих сайтов. Все большее число музеев и других культурных институций пользуются Интернетом, чтобы рассказывать о своих программах широкой аудитории виртуально. Мы стали свидетелями постепенного приспосабливания к Интернету, превращению его в основной центр издательской деятельности. Но если смотреть на Интернет не только как на средство распространения информации, но и как на заказчика, то какие же литературные формы и приемы он должен поощрять?

Критику опять хоронят

Пышное погребение художественной критики повторяется каждые несколько месяцев с выходом очередного эссе о ее гибели и стало настоящей традицией во всех областях культуры.

Активнее всего в Сети развивается особый тип критики, который я называю «обслуживающим». Это особенно заметно в тех культурных индустриях, которые испытали гораздо большее влияние цифровых технологий, чем изобразительное искусство, главным образом потому, что их продукция (кинофильмы, музыка, литература) легко распространяется на цифровых носителях. Возьмем, к примеру, электронный журнал Pitchfork. Это созданное в 1996 году электронное издание, посвященное обзору музыкальных альбомов, пользуется все большим влиянием в своей сфере. Почему? Потому что читатели ищут путеводитель, который поможет им найти новую музыку в Интернете. Они ищут рекомендации.

Такой тип критики не нов, но он все чаще встречается в Интернете, особенно учитывая то, что теперь на такие обзоры настроены и поисковые алгоритмы. Когда пользователь ищет информацию о книге, альбоме или фильме, то первое, что предлагается Google, — это переход на торговые сайты: Amazon, Fandango, iTunes. Следом за ними идут обзоры. Пользователи хотят получать аналитическую информацию и, более того, желают, чтобы их направляли. Закономерно, что возникают и агрегаторы таких обзоров-рекомендаций: самый заметный из них — сайт Rotten Tomatoes. На этом ресурсе, посвященном кино и телевидению, собираются обзоры из многочисленных источников, они сортируют фильмы и шоу исходя из реакции на них критики (есть также раздел для их оценки зрителями, но взгляды критиков и зрителей редко совпадают). Rotten Tomatoes, как и Pitchfork, стал настолько влиятельным, что теперь его цитируют в киноафишах. Причина такой власти агрегатора состоит в том, что он предлагает единый взгляд, а не мнения, а именно этого ждет ищущий рекомендаций читатель.

Рынок под контролем

Если это все, что может предложить Интернет в сфере критики, то зачем отстаивать онлайн-арт-критику? Однако арт-рынок связан с Сетью, поэтому нужна и критика, которая могла бы контролировать это пространство. Сегодня с удивительной быстротой множатся организации, как коммерческие, так и некоммерческие, которые захватывают область презентации искусства в Интернете на разных уровнях сложности. Кроме того, существует немало проектов, нацеленных на продажу современного искусства в Интернете: Artsy, Artspace и Paddle8 и другие. Многие понимают, что в Интернете есть деньги, и первая компания, которая монетизирует онлайновый арт-рынок, сорвет джекпот. Аукционный дом Christie’s вложил $50 млн в специально созданный инструмент электронной торговли, а Sotheby’s установил партнерские отношения с eBay, чтобы, согласно пресс-релизу, «сделать искусство высокого уровня и предметы коллекционирования» доступными для покупателей в любой точке мира.

Кто будет писать об этих онлайн-торгах и где? Критика, оценивая само произведение, реагирует и на цену его продажи, рынок влияет на аудиторию даже онлайн. Сайт, посвященный арт-критике, может предоставлять площадку для оценки подобных инициатив, ведь ни один печатный журнал не способен занять эту нишу. Увы, пока многие труды по искусству, выложенные в Интернете, представляют странное соединение журналистики и критики; к примеру, в редакционных материалах на Artsy и Artspace они, скорее, симулируют подлинные оценки и аналитику.

Нью-йоркское обозрение по искусству

Как может выглядеть онлайн-критика в будущем? Можно обратиться к опыту New York Review of Books (NYRB), где с 1963 года с успехом публикуются влиятельные обзоры книг, написанные серьезными авторами. Сегодня тираж этого журнала более 135 тыс. экземпляров, что вдвое больше чем у London Review of Books (LRB), который газета Guardian в прошлом году назвала «самым успешным литературным журналом в Европе». Остается лишь пожалеть, что пока нет подобного ресурса по искусству.

Почему такой модели арт-критики, как в LRB или NYRB, не получить развитие в Интернете? Тексты, которые там публикуются, длинные и глубокие. Такие эссе долго циркулируют в Сети. Существует явная потребность в серьезных работах по искусству в виртуальном пространстве, где так много коротких, декларативных текстов. Эти запросы даже породили специальные хештеги #longform и #longread (#объемное произведение и #длительное чтение), обозначающие особое внимание к подобным эссе просто из-за их объема.

Настало время для нового

Эти термины возникли в Интернете, это первые примеры новых форм. Мы можем и должны развивать новые формы. Газеты экспериментируют, оптимизируя свои сайты и улучшая подачу и продвижение материалов, а социальные сети не только увеличили охват аудитории за счет распространения контента среди френдов и фолловеров, но и развили новый тип высказывания, где вне перегруженного раздела комментариев больших изданий звучит голос читателя. Самый первый жанр, который следует реформировать в области текстов об искусстве, — это, конечно, критика.

Возникнет ли в результате нечто подобное Pitchfork для современного искусства? Или это будет нью-йоркское, лондонское или берлинское обозрение по искусству? Объединение этих двух направлений — как раз то, что сделает новую форму полезной и рынку, и читателям, и самому искусству. Художественный интернет-рынок быстро развивается. Мы должны предвосхитить появление «обслуживающей» арт-критики, развивая такие жанры и площадки, которые позволили бы сделать обсуждение искусства онлайн полноценным и серьезным.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+