18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Социальное движение впервые возглавило список Power 100

Журнал ArtReview опубликовал ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства. Его возглавляет движение Black Lives Matter

Впервые за десятилетия существования рейтинг влиятельности международного журнала ArtReview возглавил не музейный директор (как глава МоМА Глен Лоури в 2019-м) и не куратор (как Ханс Ульрих Обрист в 2016-м), не галерист (как Айван и Мануэла Вирт в 2015-м), не художник (как Ай Вэйвэй в 2011-м) и даже не арт-группа — а общественное движение. Это Black Lives Matter (BLM), которое имеет совсем не художественную, а социальную направленность. Однако влияние его на современную ситуацию в искусстве неоспоримо.

«В мире искусства сила движения Black Lives Matter (BLM) подтолкнула и ускорила изменения на всех уровнях, — говорится в редакционной статье. — Это проявилось в свержении статуй в США и по всей Европе, поскольку участники кампании стремятся исправить несправедливые исторические факты; в требовании „увидеть“ черных современных художников и перестать замечать цвет кожи при наградах и назначениях; в спешном стремлении галерей разнообразить состав своих художников. В музеях переосмысливают, кого они представляют и как это делают. И как явное движение, так и витающая в воздухе идея, BLM стало символом глобального признания расовой справедливости и смены парадигмы в современной культуре».

Список в этом году формировали около 20 «инсайдеров (и аутсайдеров) мира искусства», как пишет журнал, и в нем явно заметно, что акцент смещен с самого искусства (работ художников, их выставок, продвижения и так далее) на то, что меняет наши представления об этом искусстве.

На втором месте в рейтинге — кураторский коллектив из Джакарты ruangrupa, который в условиях пандемии придумал концепцию Documenta 2022 года (будет проходить в Касселе в Германии), взяв за основу образ коллективно использующегося хранилища для риса. На третьем месте — француженка, историк Бенедикт Савой и сенегальский экономист и писатель Фелвин Сарр, которые по поручению президента Франции Эмманюэля Макрона составили академический отчет, обосновавший необходимость полной реституции произведений искусства, вывезенных «без согласия» из бывших африканских колоний и поступивших в коллекции французских музеев. Движение Me Too появилось на четвертом месте, на пятом — поэт и философ Фред Мотен, занимающийся междисциплинарным изучением истории, политики и культуры народов африканского происхождения в Африке и африканской диаспоры.

Когда-то в списке были и русские имена (например, меценат Даша Жукова), потом они исчезли вовсе, а в нынешнем году наконец достойно вернулись с именем Екатерины Деготь, арт-критика и куратора, возглавившей пару лет назад фестиваль современного искусства «Штирийская осень» в Граце (на 54-м месте).

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+