18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Социальное движение впервые возглавило список Power 100

Журнал ArtReview опубликовал ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства. Его возглавляет движение Black Lives Matter

Впервые за десятилетия существования рейтинг влиятельности международного журнала ArtReview возглавил не музейный директор (как глава МоМА Глен Лоури в 2019-м) и не куратор (как Ханс Ульрих Обрист в 2016-м), не галерист (как Айван и Мануэла Вирт в 2015-м), не художник (как Ай Вэйвэй в 2011-м) и даже не арт-группа — а общественное движение. Это Black Lives Matter (BLM), которое имеет совсем не художественную, а социальную направленность. Однако влияние его на современную ситуацию в искусстве неоспоримо.

«В мире искусства сила движения Black Lives Matter (BLM) подтолкнула и ускорила изменения на всех уровнях, — говорится в редакционной статье. — Это проявилось в свержении статуй в США и по всей Европе, поскольку участники кампании стремятся исправить несправедливые исторические факты; в требовании „увидеть“ черных современных художников и перестать замечать цвет кожи при наградах и назначениях; в спешном стремлении галерей разнообразить состав своих художников. В музеях переосмысливают, кого они представляют и как это делают. И как явное движение, так и витающая в воздухе идея, BLM стало символом глобального признания расовой справедливости и смены парадигмы в современной культуре».

Список в этом году формировали около 20 «инсайдеров (и аутсайдеров) мира искусства», как пишет журнал, и в нем явно заметно, что акцент смещен с самого искусства (работ художников, их выставок, продвижения и так далее) на то, что меняет наши представления об этом искусстве.

На втором месте в рейтинге — кураторский коллектив из Джакарты ruangrupa, который в условиях пандемии придумал концепцию Documenta 2022 года (будет проходить в Касселе в Германии), взяв за основу образ коллективно использующегося хранилища для риса. На третьем месте — француженка, историк Бенедикт Савой и сенегальский экономист и писатель Фелвин Сарр, которые по поручению президента Франции Эмманюэля Макрона составили академический отчет, обосновавший необходимость полной реституции произведений искусства, вывезенных «без согласия» из бывших африканских колоний и поступивших в коллекции французских музеев. Движение Me Too появилось на четвертом месте, на пятом — поэт и философ Фред Мотен, занимающийся междисциплинарным изучением истории, политики и культуры народов африканского происхождения в Африке и африканской диаспоры.

Когда-то в списке были и русские имена (например, меценат Даша Жукова), потом они исчезли вовсе, а в нынешнем году наконец достойно вернулись с именем Екатерины Деготь, арт-критика и куратора, возглавившей пару лет назад фестиваль современного искусства «Штирийская осень» в Граце (на 54-м месте).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+