Верните Африке ее искусство

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Франция намерена провести реституцию вывезенных из бывших колоний предметов культурного наследия

Маска из Вануату из Музея на набережной Бранли в Париже. Фото: Claude Germai
Маска из Вануату из Музея на набережной Бранли в Париже.
Фото: Claude Germai

В недавно опубликованном академическом отчете, подготовленном по распоряжению президента Эмманюэля Макрона, говорится о необходимости полной реституции произведений искусства, вывезенных «без согласия» из бывших африканских колоний и поступивших в коллекции французских музеев. Французский историк Бенедикт Савой и сенегальский экономист и писатель Фелвин Сарр представили результаты своего исследования на 108 страницах президенту Макрону. Они выступают за возвращение предметов искусства в собственность, а не просто передачу их в долгосрочное пользование африканским музеям, и это должно стать общим правилом для всех объектов культурного наследия, вывезенных в колониальный период, если только не будет доказано, что они были «приобретены законно».

Макрон, напомним, в ноябре 2017 года во время своего тура по Западной Африке пообещал, что «постоянное или временное» возвращение объектов африканского культурного наследия станет приоритетом во время его президентского срока. А в марте следующего года поручил Савой и Сарру изучить вопрос, выдвинув ряд конкретных предложений. Теперь французскому президенту остается решить, прислушаться ли к радикальным предложениям докладчиков, что непросто, учитывая ожидаемое сопротивление Министерства культуры и руководства музеев. Тем не менее авторы отчета призывают его отбросить «политическую осторожность» и фактически попрать священный принцип неотчуждаемости национальных коллекций. Савой категорически отрицает, что новая политика может привести, как опасаются музеи, к их опустошению.
В отчете предлагаются конкретные действия и их последовательность. Рекомендуется незамедлительно вернуть 24 группы экспонатов в Бенин, Камерун, Нигерию, Мали, Сенегал и Эфиопию. В большинстве своем это военные трофеи французских и британских войск, захваченные в 1890-х годах, но часть культурных памятников привезена этнографическими миссиями, включая знаменитую экспедицию в Африку Марселя Гриоля и Мишеля Лейриса в 1931 году.

Маска «Ястреб» из Буркина-Фасо конца XIX — начала XX в. из Музея на набережной Бранли в Париже. Фото: The Michael C. Rockefeller Memorial Collection, Bequest of Nelson A. Rockefeller, 1979
Маска «Ястреб» из Буркина-Фасо конца XIX — начала XX в. из Музея на набережной Бранли в Париже.
Фото: The Michael C. Rockefeller Memorial Collection, Bequest of Nelson A. Rockefeller, 1979

Первый этап реституции, по мысли Савой и Сарра, должен быть завершен в 2019 году. «Это будет символический и психологический шаг к началу продолжительного процесса», — уверены они. За ним последует второй, пятилетний период, «который необходимо проводить на уровне „государство — государству“», он подготовит почву для возвращения более крупных групп артефактов. После этого авторы отчета предлагают оставить процесс «открытым для диалога». От Франции требуется составить для каждой африканской страны полный перечень объектов культурного наследия, вывезенных с ее территории в период «колониальной эксплуатации». После создания двусторонних комиссий, которые обсудят документы, власти африканских стран окончательно утвердят список артефактов, подлежащих реституции. Если Франция возражает в каком-то случае, она должна будет доказать, что спорные предметы были приобретены законно.

В докладе содержится призыв вернуть то, что было приобретено силой: от принудительно выкупленного офицерами и государственными чиновниками до собранного миссионерами и этнографами, если только «нет свидетельств или информации, свидетельствующей о полном согласии» владельцев либо хранителей ритуальных предметов. Провенанс приблизительно двух третей из 90 тыс. африканских экспонатов, приобретенных до 1960 года и хранящихся во французских музеях, будет тщательно изучен.

По мнению Сарра, опасения, что принимающая сторона не сможет обеспечить условий хранения и экспонирования произведений (именно так европейские музеи часто мотивируют отказ вернуть чужое наследие), не является веской причиной для отказа от реституции. «В Африке более 500 музеев, и около 50 из них находятся в таких странах, как Нигерия и ЮАР. В Бенине строятся три музея и реставрируется еще один, — отмечает Сарр. — На континенте создаются условия, и нужно быть снисходительнее в своих требованиях».

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+