18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Верните Африке ее искусство

№70
Материал из газеты

Франция намерена провести реституцию вывезенных из бывших колоний предметов культурного наследия

В недавно опубликованном академическом отчете, подготовленном по распоряжению президента Эмманюэля Макрона, говорится о необходимости полной реституции произведений искусства, вывезенных «без согласия» из бывших африканских колоний и поступивших в коллекции французских музеев. Французский историк Бенедикт Савой и сенегальский экономист и писатель Фелвин Сарр представили результаты своего исследования на 108 страницах президенту Макрону. Они выступают за возвращение предметов искусства в собственность, а не просто передачу их в долгосрочное пользование африканским музеям, и это должно стать общим правилом для всех объектов культурного наследия, вывезенных в колониальный период, если только не будет доказано, что они были «приобретены законно».

Макрон, напомним, в ноябре 2017 года во время своего тура по Западной Африке пообещал, что «постоянное или временное» возвращение объектов африканского культурного наследия станет приоритетом во время его президентского срока. А в марте следующего года поручил Савой и Сарру изучить вопрос, выдвинув ряд конкретных предложений. Теперь французскому президенту остается решить, прислушаться ли к радикальным предложениям докладчиков, что непросто, учитывая ожидаемое сопротивление Министерства культуры и руководства музеев. Тем не менее авторы отчета призывают его отбросить «политическую осторожность» и фактически попрать священный принцип неотчуждаемости национальных коллекций. Савой категорически отрицает, что новая политика может привести, как опасаются музеи, к их опустошению.
В отчете предлагаются конкретные действия и их последовательность. Рекомендуется незамедлительно вернуть 24 группы экспонатов в Бенин, Камерун, Нигерию, Мали, Сенегал и Эфиопию. В большинстве своем это военные трофеи французских и британских войск, захваченные в 1890-х годах, но часть культурных памятников привезена этнографическими миссиями, включая знаменитую экспедицию в Африку Марселя Гриоля и Мишеля Лейриса в 1931 году.

Первый этап реституции, по мысли Савой и Сарра, должен быть завершен в 2019 году. «Это будет символический и психологический шаг к началу продолжительного процесса», — уверены они. За ним последует второй, пятилетний период, «который необходимо проводить на уровне „государство — государству“», он подготовит почву для возвращения более крупных групп артефактов. После этого авторы отчета предлагают оставить процесс «открытым для диалога». От Франции требуется составить для каждой африканской страны полный перечень объектов культурного наследия, вывезенных с ее территории в период «колониальной эксплуатации». После создания двусторонних комиссий, которые обсудят документы, власти африканских стран окончательно утвердят список артефактов, подлежащих реституции. Если Франция возражает в каком-то случае, она должна будет доказать, что спорные предметы были приобретены законно.

В докладе содержится призыв вернуть то, что было приобретено силой: от принудительно выкупленного офицерами и государственными чиновниками до собранного миссионерами и этнографами, если только «нет свидетельств или информации, свидетельствующей о полном согласии» владельцев либо хранителей ритуальных предметов. Провенанс приблизительно двух третей из 90 тыс. африканских экспонатов, приобретенных до 1960 года и хранящихся во французских музеях, будет тщательно изучен.

По мнению Сарра, опасения, что принимающая сторона не сможет обеспечить условий хранения и экспонирования произведений (именно так европейские музеи часто мотивируют отказ вернуть чужое наследие), не является веской причиной для отказа от реституции. «В Африке более 500 музеев, и около 50 из них находятся в таких странах, как Нигерия и ЮАР. В Бенине строятся три музея и реставрируется еще один, — отмечает Сарр. — На континенте создаются условия, и нужно быть снисходительнее в своих требованиях».

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+