18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Революция в культурной реституции началась в Европе

№61
Материал из газеты

C подачи президента Франции Эмманюэля Макрона в сфере реституции культурного наследия происходят решительные изменения

Перемены уже нельзя не заметить. «Революция в области реституции объектов культурного наследия началась» — под таким заголовком Le Monde опубликовала статью Бенедикт Савой, профессора Коллеж де Франс. В газетном заголовке нет преувеличения: проблема возвращения культурных ценностей сегодня действительно стоит остро, но она еще и изменяется, базируется на новой идеологии, решается не только и не столько привычными юридическими и дипломатическими путями. Именно общественное мнение, транслируемое прессой и социальными сетями, становится движущей силой этой реституционной революции.

Даже такие вечные, без надежды на разрешение, проблемы, как возвращение Греции «мраморов Элгина», обретают новый характер. Да, греческое правительство не прекращает усилий по возвращению скульп­тур Парфенона из Британского музея на родину, а правительство Великобритании традиционно не отвечает на направленные ему петиции. Но Греция уже не надеется на судебное разрешение конфликта; как сказал заместитель главы греческого МИДа Никос Ксидакис, «результаты разбирательства в международных инстанциях непредсказуемы». То есть на закон надежды нет, не помогают прийти к соглашению ни ЮНЕСКО (на ее повестке дня вопрос стоит уже десятилетие), ни активность Всемирной ассоциации по воссоединению скульптур Парфенона. Зато на www.bringthemback.org под лозунгом «Воссоединить их! Вернуть их!» собирают 1 000 001 подпись, необходимую для постановки вопроса о возвращении сокровищ Парфенона в Европейском парламенте. На сегодняшний день собрана половина, и есть надежда, что парламенту все же не избежать дебатов.

Но даже когда юридических конфликтов нет, как в случае с возвращением ценностей, захваченных нацистами во время Второй мировой войны, далеко не все вывезенное вернулось за полвека к прежним владельцам или их наследникам. Во французских музеях остаются невостребованными около 2 тыс. произведений искусства, отобранных в основном у семей евреев во время оккупации страны. Для привлечения внимания к проблеме и активизации поисков Лувр в декабре прошлого года выставил в двух залах постоянной экспозиции 21 картину старых мастеров — до того они были рассредоточены по музею. И вызвал не только похвалы своей инициативы, но и нарекания, что этого недостаточно для восстановления справедливости, ее нельзя ждать вечно.

«Справедливость» кажется ключевым словом в сегодняшних спорах о реституции. Оно важнее «законности», поскольку законов для восстановления справедливости не хватает. Именно к ней, к гуманизму и новому мышлению, апеллировал в своей речи в университете Уагадугу, столице Буркина-Фасо, президент Франции Эмманюэль Макрон. «28 ноября 2017 года за 2 минуты и 33 секунды он решительно отверг многолетние и незыблемые принципы официальной музейной политики Франции», — пишет Савой. «Я из поколения французов, для которого преступления европейской колонизации неоспоримы и составляют часть нашей истории, — сказал Макрон в Уагадугу. — В следующие пять лет я призываю создать условия для временного или постоянного возвращения африканского культурного наследия в Африку». А на своей странице в Twitter отчеканил: «Африканское наследие не может быть узником европейских музеев».

Президентский призыв к действию не значит, что его обещания немедленно будут реализовываться. «Министерство культуры Франции известно своим враждебным настроем по отношению к любым вопросам реституции; в частности, в 2010 году французский парламент проголосовал за создание комиссии по делам реституции, но министерство так и не выполнило его решение», — предупреждает Савой. Как правило, именно музеи противятся возврату, но неожиданно — и это тоже новое веяние времени — Макрона поддержал Стефан Мартен, президент Музея на набережной Бранли, где хранится около 70 тыс. предметов африканского искусства и религиозных культов. «Это реальная проблема, — заявил Мартен, — культурное наследие исчезло с континента. С этим нужно что-то делать».

Важно, что вопрос о возвращении африканских ценностей на родину поставлен не французским президентом — упорную борьбу ведут сами африканцы. Власти Бенина не один год требуют вернуть вывезенные во время колониальной войны 1892–1894 годов национальные сокровища, но у Франции они еще два года назад не нашли поддержки. Вместо нее получили ссылку на закон о неотчуждаемости музейных коллекций. Однако теперь в обсуждении реституционных проблем речь идет не о том, законно или нет осуществлялся вывоз, а именно о возвращении ценностей на родину. «Мы все знаем, как они пришли в Европу. И если немцы говорят, что мы купили это у англичан, то все равно они должны все отправить обратно», — независимый куратор Бонавентюр Со Бежен Ндикун высказался вполне определенно. Вернуть — это не на время, а насовсем.

Канцлер Германии, в отличие от французского президента, по поводу реституции заявлений не делает. Ангела Меркель оставила без ответа письмо 40 общественных организаций, требующих от нее занять четкую позицию в вопросе возвращения африканского наследия из немецких музеев. Но решительность этнических общин и евроафриканцев, влиятельных участников художественной жизни, вряд ли позволит ей игнорировать проблему.

Так что революция в культурной реституции действительно началась, по-старому жить в меняющемся мире невозможно.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+