18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Парижский Музей на набережной Бранли готов вернуть африканское искусство

Глава музея Стефан Мартен поддержал обещание президента Франции Эмманюэля Макрона возвратить предметы африканского искусства на родину

Обещание президента Франции Эмманюэля Макрона вернуть произведения африканского искусства — это «прекрасная задача», по мнению Стефана Мартена, руководителя парижского этнографического Музея имени Жака Ширака на набережной Бранли. На фоне традиционной реакции французских, да и в целом европейских кураторов и музейщиков, яростно защищающих принцип неотчуждаемости коллекций, позиция Мартена выглядит неожиданной.

Президент Макрон в своей речи в университете города Уагадугу в Буркина-Фасо 28 ноября призвал в течение пяти лет (срок его президентства) «создать условия для временного или постоянного возвращения африканского культурного наследия в Африку». По его мнению, «неприемлемо, что большая часть этого наследия хранится во Франции или в частных европейских коллекциях и музеях». Он также отметил, что в прошлом «африканцы сами организовывали вывоз предметов искусства, и некоторые из этих предметов были спасены именно благодаря европейским кураторам и коллекционерам». Он призвал к новому общему решению и прекращению «старых ссор».

Согласно официальным источникам, министр культуры Франции Франсуаза Ниссен не была осведомлена о намерениях президента и пока не прокомментировала его заявление. Министерство культуры Франции известно своим враждебным настроем по отношению к любым вопросам реституции; в частности, в 2010 году французский парламент проголосовал за создание комиссии по делам реституции, но министерство так и не выполнило его решения.

Музей на набережной Бранли обладает более чем 70 тыс. артефактов из стран, расположенных к югу от пустыни Сахара, и около 1 тыс. из них выставляет в своих залах на левом берегу Сены. «Это реальная проблема, — заявил Стефан Мартен, — культурное наследие исчезло с континента. Ни один из экспонатов с выставок африканского искусства, которые мы проводим с 2006 года, не был взят нами на время у какого-либо африканского музея. С этим нужно что-то делать».

Открытие Лувра — Абу-Даби в ноябре прошлого года стало, по словам Мартена, вестником «крупных перемен на мировой музейной карте». «Оно показало, что партнерство возможно и что оно способно изменить наш взгляд на культуру. Если с помощью других западных партнеров мы сможем построить один, два или три безопасных музея в Африке, я перестану рассматривать передачу права собственности на произведения искусства как табу», — подчеркнул руководитель парижского музея.

Он готов начать процесс уже сейчас: «Вспомните Музей африканских цивилизаций в Дакаре, построенный китайцами. Он пустует уже три года. Почему бы не начать работать там? Это будет нелегко, но дело того стоит».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+