Парижский Музей на набережной Бранли готов вернуть африканское искусство

Глава музея Стефан Мартен поддержал обещание президента Франции Эмманюэля Макрона возвратить предметы африканского искусства на родину

Президент Франции Эмманюэль Макрон и президент Буркина-Фасо Рок Марк Кристиан Каборе. Фото: AFP PHOTO / POOL / Ludovic Mari
Президент Франции Эмманюэль Макрон и президент Буркина-Фасо Рок Марк Кристиан Каборе.
Фото: AFP PHOTO / POOL / Ludovic Mari

Обещание президента Франции Эмманюэля Макрона вернуть произведения африканского искусства — это «прекрасная задача», по мнению Стефана Мартена, руководителя парижского этнографического Музея имени Жака Ширака на набережной Бранли. На фоне традиционной реакции французских, да и в целом европейских кураторов и музейщиков, яростно защищающих принцип неотчуждаемости коллекций, позиция Мартена выглядит неожиданной.

Президент Макрон в своей речи в университете города Уагадугу в Буркина-Фасо 28 ноября призвал в течение пяти лет (срок его президентства) «создать условия для временного или постоянного возвращения африканского культурного наследия в Африку». По его мнению, «неприемлемо, что большая часть этого наследия хранится во Франции или в частных европейских коллекциях и музеях». Он также отметил, что в прошлом «африканцы сами организовывали вывоз предметов искусства, и некоторые из этих предметов были спасены именно благодаря европейским кураторам и коллекционерам». Он призвал к новому общему решению и прекращению «старых ссор».

Согласно официальным источникам, министр культуры Франции Франсуаза Ниссен не была осведомлена о намерениях президента и пока не прокомментировала его заявление. Министерство культуры Франции известно своим враждебным настроем по отношению к любым вопросам реституции; в частности, в 2010 году французский парламент проголосовал за создание комиссии по делам реституции, но министерство так и не выполнило его решения.

Музей на набережной Бранли обладает более чем 70 тыс. артефактов из стран, расположенных к югу от пустыни Сахара, и около 1 тыс. из них выставляет в своих залах на левом берегу Сены. «Это реальная проблема, — заявил Стефан Мартен, — культурное наследие исчезло с континента. Ни один из экспонатов с выставок африканского искусства, которые мы проводим с 2006 года, не был взят нами на время у какого-либо африканского музея. С этим нужно что-то делать».

Открытие Лувра — Абу-Даби в ноябре прошлого года стало, по словам Мартена, вестником «крупных перемен на мировой музейной карте». «Оно показало, что партнерство возможно и что оно способно изменить наш взгляд на культуру. Если с помощью других западных партнеров мы сможем построить один, два или три безопасных музея в Африке, я перестану рассматривать передачу права собственности на произведения искусства как табу», — подчеркнул руководитель парижского музея.

Он готов начать процесс уже сейчас: «Вспомните Музей африканских цивилизаций в Дакаре, построенный китайцами. Он пустует уже три года. Почему бы не начать работать там? Это будет нелегко, но дело того стоит».

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+