18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Феникс ИНИОН возрождается

№86
Материал из газеты

Подходит к концу реконструкция одного из крупнейших памятников брежневского модернизма — сгоревшей библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН. Здание восстанавливают по изначальному проекту, хотя и не без новаций

Восстановление здания ИНИОН, из-за которого возникали споры и писались открытые письма, близится к финалу. Работы планируют завершить до конца 2021 года. На 2022–2025 годы намечен переезд института на историческое место. Недавно главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя столичного комитета по архитектуре и градостроительству Сергей Кузнецов представил промежуточные результаты проекта.

Работы по воссозданию — со сметой более 6,8 млрд руб. — начались в 2019 году, когда постановлением правительства РФ были выделены бюджетные инвестиции. Сейчас основная стройка полностью завершена, уже закончена отделка фасадов. Идет установка инженерных систем. Большое внимание уделено благоустройству окружающей территории, в особенности созданию летнего амфитеатра — взамен исторического фонтана. «За 40 с лишним лет эксплуатации водная чаша полностью обветшала. Многоуровневый партер, который прежде был частью фонтана, превращается в летний амфитеатр», — рассказал Сергей Кузнецов, знакомя журналистов с результатами реконструкции. Кроме того, в советское время водоем имел техническое предназначение — охлаждал мощные ЭВМ; сейчас такой необходимости нет.

Вокруг воссозданного строения в небольшой роще уже проложены пешеходные дорожки, так что место рядом с научной библиотекой будет превращено в столь любимое столичной мэрией «единое общественное пространство для прогулок и отдыха» с цветниками, кустарниками и деревьями.

Библиотека ИНИОН РАН, один из крупнейших памятников советского модернизма, была возведена в 1967 году по проекту Якова Белопольского, Ефима Вулыха и Льва Мисожникова. Работу над этим проектом народный архитектор СССР Яков Белопольский (1916–1993) начал еще в 1960-м. Обветшавшая за годы эксплуатации библиотека сгорела 30 января 2015 года. Как позже сообщила прокуратура Западного административного округа Москвы, это произошло по причине замыкания в проводке, случившегося из-за попадания воды через кровлю в люминесцентный светильник. Пожар, бушевавший на площади в 2 тыс. кв. м, смогли потушить только на следующий день. Тогда полностью выгорел третий этаж, пострадало 20% библиотечного фонда. В итоге обрушились кровля и стены, оставшиеся конструкции признали опасными. Здание было разобрано. Потери книжного фонда составили 5,42 млн единиц — более трети хранения.

После пожара сразу же распространились слухи о том, что здание восстанавливать не станут, а территорию отдадут под коммерческую застройку. В феврале 2015 года более 600 представителей архитектурного сообщества направили премьер-министру России Дмитрию Медведеву письмо, в котором призывали восстановить библиотеку по оригинальному проекту Белопольского. В 2017 году под давлением профессионального сообщества Москомархитектура согласовала проект восстановления в оригинальных формах. Это был первый случай, когда государство согласилось на подобную процедуру для знаковой постройки брежневского модернизма.

Здание действительно воссоздается заново в соответствии с проектом Белопольского, однако с учетом сегодняшних стандартов проектирования были применены новые технологии строительства и материалы, соответствующие современным нормам, в том числе пожаробезопасности — что особенно важно, если не забывать про историю библиотеки. По словам Сергея Кузнецова, старый каркас здания заменили на монолитный железобетонный, фасады вместо песчаника облицевали серым камнем. Запоминающейся особенностью старой библиотеки были световые фонари — их удалось сохранить, однако вместо пластиковых крышек теперь их прикрывают мощные стеклопакеты.

Важные изменения коснулись в первую очередь внутренней планировки: в библио­теке увеличили площадь, отведенную под хранение книг, и размер конгресс-центра, добавили зоны отдыха и кафе, а в подземной части сделали новое фондохранилище. На последнем этаже появится музей редкой книги. Концепцию разработала команда ООО «Гипроком», которая при создании проекта опиралась на эскизы и архивные фотографии. Генеральным подрядчиком выступает ООО «Велес-Строй».

Временно исполняющий обязанности директора ИНИОН РАН Алексей Кузнецов рассказал журналистам «Научной России» о функционировании библиотеки в этот сложный период. По его словам, еще предстоит смонтировать компьютерную технику для научных подразделений; стеллажи в хранилище только начали устанавливать, и это займет примерно полтора года. 

«В предыдущие годы не прекращалась работа научной организации, — сообщил Алексей Кузнецов. — Например, каждый год мы выпускали по 20–30 книг, в ИНИОН выходит больше десятка научных журналов и продолжающихся изданий. Но работала и библиотека, что многих удивляет. Дело в том, что у ИНИОН всегда были филиалы при академических институтах, и в настоящее время 18 таких филиалов предлагают читателям более 3,5 млн книг и журналов. Некоторая часть этих фондов поедет в новое здание. Также в него вернутся все спасенные книги и журналы — а это еще несколько миллионов единиц хранения. Если ИНИОН не будет иметь серьезных проблем с финансированием в 2021–2022 годах, то наши библиотечные работники оперативно введут довольно большую часть этих фондов в автоматизированную библиотечную информационную систему, и читатели при открытии библиотеки уже получат возможность пользоваться фондами в новом здании». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+