18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московская международная биеннале молодого искусства: архив, планета Земля и язык тела

Часть выставки кураторских проектов Московской международной биеннале молодого искусства можно увидеть онлайн

Вторая часть основного проекта VII Московской международной биеннале молодого искусства — кураторские проекты — открылась в Музее Москвы в неудачное время, буквально накануне второго тотального двухмесячного карантина в московских музеях. Но она устроена таким образом, что один из трех проектов с самого начала был представлен онлайн и, соответственно, работает до сих пор.

Также в музейном дворе по-прежнему можно увидеть site-specific работы «Настройки экрана» Алисы Омельянцевой, «Я смотрю на тебя, ты смотришь на меня» Игоря Самолета, Screen Ромы Богданова и «Все мы немного разные/Без названия» Алины Глазун, отобранные из 370 заявок международным жюри. Так что биеннале молодого искусства в определенном смысле повезло по сравнению с другими московскими выставками не в последнюю очередь потому, что ее организаторы заранее продумали «план Б» в нынешних неординарных условиях.

Есть у биеннале еще одно, запланированное, нововведение: отсутствие общей темы. Организаторы намеренно отказались от нее, чтобы выяснить, о чем думают и с чем работают молодые кураторы сегодня.

Победителями конкурсной программы стали проекты «Я не знаю, Земля кружится или нет…» (Лизавета Матвеева и Франческа Альтамура), «Собственные места/Архивные пространства» (Джулия Морале и Штерре Барентсен) и Forbidden Body Language (Эльза Абдулхакова).

Также в рамках гранта биеннале представлена новая видеоработа «Вне времени», созданная Сашей Пироговой и Мариной Фридман, чье творческое сотрудничество началось с работы «Сад», показанной в павильоне России на 57-й Венецианской биеннале в 2017 году. «Запускающий тезис к работе — „любовь невозможно сыграть, ее можно только прожить“. Создавая ее, мы хотели сказать о самом главном, в чем отчаянно нуждаются все. И возникло единственное и неповторимое слово — „любовь“», — отмечают авторы.

Новая реальность — новые форматы

Кураторский проект Лизаветы Матвеевой и Франчески Альтамуры «Я не знаю, Земля кружится или нет…» полностью проходит в онлайн-формате.

Основной площадкой выставки стала специально созданная цифровая платформа, на которой художники разместили свои мультимедийные произведения, а в дополнение к ним — тексты и эссе, написанные на английском.

Например, «Ворожея» — интерактивный онлайн-проект, созданный студентками второго курса Школы Родченко Анной Афониной, Марией Романовой, Валерией Грай и Анастасией Коротковой. Пользователь совершает цифровое путешествие по некоему то ли детскому лагерю, то ли санаторию с пляжем, с каждым разом попадая во все более странные локации и погружаясь в мир подростковых страшилок и мифов. В общей сложности здесь можно увидеть 16 проектов, дополненных эссе и стихами. Среди других участников — Евгений Гранильщиков, Джозеф Бакли, Габи Саххар и другие.

Вся жизнь — один большой архив

Проект кураторов Джулии Морале и Штерре Барентсен «Собственные места/Архивные пространства» объединил художников десяти национальностей. В их работах мы видим рыбацкую деревню Муйнак в Узбекистане, далекий сибирский город XIX века, сельскохозяйственную общину на холмах Тосканы и священную для армян гору Арарат. Архив трактуется не как собрание документов, а как совокупность личных воспоминаний и знаний.

Творчество Оли Шурыгиной неразрывно связано с темой Узбекистана, где жили ее родственники. В работе «Мираж» художница рассказывает о небольшом городке Муйнак, жители которого переживают экологическую катастрофу на берегу кормившего их, но высохшего Аральского моря. Автор стремилась найти художественную форму, которая объединила бы всех жителей города. Для этого она прошлась по домам и попросила по расписной керамической тарелке, издавна считавшейся символом Узбекистана. Собранные тарелки художница собиралась выложить на дне высохшего моря. Процесс был запечатлен на видео, которое в Музее Москвы демонстрировалось в пространстве, заполненном песком. В нем были спрятаны артефакты, в поисках которых могли поучаствовать зрители. 

Еще одна видеоработа — «Альдона», ее автор — художница Эмилия Шкарнулите из Литвы. Видео рассказывает о том, как ослепшая бабушка художницы идет на прогулку в парк Груттес в Вильнюсе, место, где собраны снесенные памятники времен советской эпохи. Так Шкарнулите представляет зрителю свой, далекий от традиционного подход к пониманию истории через тактильное восприятие. 

Не менее важна и инсталляция из трех проектов художницы Камий Левек из Франции: «Мы — горы наши», «Домашний алтарь» и Menq Enq Mer Sarere (совместно с Люси Кахутинян). Камий — армянка по национальности. Все члены семьи Камий — беженцы с той территории Армении, которая сейчас является Восточной Турцией. Именно там находится священная для всего армянского народа гора Арарат. Однако армяне не имеют возможности попасть к этому сакральному месту. Инсталляция, созданная художницей, состоит из двух частей. Первая — путешествие. Поскольку физически осуществить его невозможно, Камий совершает его онлайн. Художница буквально поднимается на гору Арарат с помощью приложения Google Earth от монастыря Хор Вирап, находящегося на границе Армении и Турции. Другая часть инсталляции: гора песка и поставленные в нее свечи — прямая отсылка к трагическим событиям армянской истории. Дополняют инсталляцию фотографии из семейного альбома Камий. Так художница осмысляет тему личного архива, ведь для членов армянской диаспоры, рассеянной по всему миру, утрата фотографий и семейной памяти равна утрате идентичности. 

Запрещенный язык тела

Третий кураторский проект — Forbidden Body Language Эльзы Абдулхаковой —включает в себя шесть перформансов, снимающих запреты, связанные с темой собственного тела. 

Внимание привлекает работа художника Вадима Еличева «Шкатулка». Ее источником стал рассказ девушки о шкатулке, в которой она в юности хранила драгоценные для нее вещи. Так, входя в комнату и присаживаясь в кресло, зритель будто бы переносится внутрь маленькой коробочки, рассказывающей о сложностях человеческих отношений, в том числе сексуальных.

Как обещают организаторы биеннале, проекты Эльзы Абдулхаковой, Джулии Морале и Штерре Барентсен будут задокументированы и появятся на сайте биеннале в декабре.

Московскую международную биеннале молодого искусства дополняет портфолио ревю по трем направлениям — «Арт», «Медиаарт» и «Культурная журналистика» (окончание приема заявок 13 декабря, объявление финалистов 1 февраля), а также перенесенная в онлайн-формат учебная программа «Внеклассные практики» для художников и режиссеров, цикл дискуссий «Салон отверженных категорий» и трансляции мастер-классов.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+