18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алексей Новоселов: «Занимаясь молодыми художниками, мы имеем дело с самым актуальным искусством»

№83
Материал из газеты

Комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства, которая стартует 5 сентября, рассказал о подготовке выставки в условиях пандемии и работе с регионами

Справка

ДОСЬЕ

Алексей Новоселов

Куратор, искусствовед, комиссар Московской международной биеннале молодого искусства, заместитель директора по выставочной работе Московского музея современного искусства

Родился в 1983 году. Окончил Российский государственный гуманитарный университет по специальности «искусствоведение». С 2004 года работает в Московском музее современного искусства. С 2008 года принимает непосредственное участие в подготовке и проведении Московской международной биеннале молодого искусства и входит в ее экспертный совет. Член редакционного совета журнала «Диалог искусств». Член-корреспондент Российской академии художеств.

Еще…

Алексей, как вы смогли подготовить биеннале в нестандартных условиях пандемии?

Все это время мы не переставали ее готовить. Сроки проведения перенеслись с лета на осень, и, конечно, скорректирован формат выставок и программ. Мы сделали акцент на соединении онлайн- и офлайн-активностей и перепрограммировали структуру. Еще до карантина были подведены итоги открытого конкурса. Мы приняли заявки на участие от 112 кураторов из 26 стран и 370 художников из 64 стран. Географический охват — от Скандинавии до Юго-Восточной Азии, от Англии до Новой Зеландии и Австралии. Из всего этого гигантского объема экспертный совет выбрал четыре кураторских проекта и составил лонг-лист художников.

Вы отбирали художников и кураторов отдельно? 

Да, было два конкурса. Кураторы предлагали проекты, а художники — работы для демонстрации на фасадах Музея Москвы, который является партнером основного проекта биеннале.

Финансирование вам не урезали?

Биеннале — исторически сложно сконструированный проект, у него есть свои особенности. У него два источника финансирования — городской (Департамент культуры города Москвы) и федеральный (Министерство культуры РФ). В начале 2020 года полностью сменилось правительство России — новая команда пришла и в Министерство культуры. За последние несколько месяцев мы, что называется, обновили коммуникацию: обсудили дальнейшие планы, рассказали о сути проекта.

И в чем суть?

В том числе в государственной поддержке молодого искусства, в интеграции русского искусства в международный контекст.

В чем выражается поддержка? Вы оплачиваете визиты художников в Москву, изготовление работ?

В том числе и в этом. Организационный комитет полностью продюсирует кураторские выставки и единичные арт-проекты. Команда также самостоятельно занимается production, большую часть работ мы создаем с нуля.

Вы вовлечены в подготовку и проведение биеннале с 2007 года. В чем вы видите главное ее достижение?

За 12 лет существования биеннале заработала солидный репутационный капитал. В этом году она пройдет в седьмой раз. Ее регламент год от года видоизменялся. Например, в 2014-м на IV Молодежной биеннале главным куратором был Дэвид Эллиотт, и он сформулировал тему «Время мечтать», над которой художникам предлагалось подумать. В этом году темы и куратора у биеннале нет, но расширен экспертный совет. Мы предоставляем участникам максимальную свободу и отбираем их самым демократичным образом, как и всегда, через open call. Единственное ограничение — возраст не старше 35 лет.

Есть ли аналогичные биеннале молодого искусства в других странах?

В 2008-м, насколько мне известно, мы были первыми. Фокус на молодое искусство — довольно редкий для биеннале формат. Именно эта специализация определяет наше место на международной сцене, и при этом вопрос возрастного ограничения часто становился предметом дискуссий и критики. Сегодня художники учатся дольше и выбирают свое направление позже, и поэтому мы подумываем в дальнейшем увеличить возрастной ценз до 40 лет.

Есть ли у биеннале победители и денежные призы?

В прежние годы вручался приз лучшему художнику-участнику. Но сейчас, в связи с ситуацией, мы обсуждаем более объемную поддержку художников и ищем для этого подходящие форматы.

Что происходит с работами после выставки?

Часть работ художники увозят с собой, другие разбираются и перестают существовать, так как были созданы для определенного места и времени. Некоторые произведения закупаются или передаются в дар в коллекции организаторов.

Насколько биеннале является для художников трамплином?

Такое случалось нередко. Мы, воспользовавшись карантином, стали готовить материалы об истории биеннале и участниках прошлых лет. Алиса Йоффе, Таус Махачева, Илья Федотов-Федоров и многие другие — надеюсь, что в том числе участие в биеннале придало их карьере ускорение. Например, в 2012 году наш главный приз достался 22-летнему Аслану Гайсумову, который с тех пор окончил Высшую школу изобразительных искусств (NISK) в Генте, получил грант музея «Гараж», сделал выставку в Антверпенском музее современного искусства (M HKA) и многое другое. Герой V Биеннале 2016 года Юлиус фон Бисмарк из Берлина в прошлом году сделал выставку в Пале-де-Токио в Париже. Надим Самман, куратор основного проекта V Биеннале, сейчас куратор в Институте современного искусства (KW) в Берлине. Список можно продолжать.

В какой связи вы находитесь с молодежными программами «Гаража», «Винзавода» и других институций?

Молодежная биеннале была инициативой двух организаций: возникшего в 1992 году ГЦСИ (Государственный центр современного искусства. — TANR) и открывшегося в 1999-м ММОМA (Moscow Museum of Modern Art, Московский музей современного искусства. — TANR). В конце 1990-х это были две основные государственные институции, которые целенаправленно занимались молодым искусством. В начале 2000-х у ГЦСИ появился молодежный фестиваль «Стой! Кто идет?», а ММОМА начал широкую программу поощрения молодых: ежегодно в музее проходят выставка «Мастерская» и персональные смотры «Дебют», работают «Свободные мастерские». В 2007 году ГЦСИ и ММОМА решили объединить усилия — так возникла Биеннале молодого искусства. Сейчас редкий музей или выставочный центр не имеет проектов по поддержке молодежи.

Вас не задевает, что другие институции заимствуют ваши идеи?

Наоборот, я за партнерство и интеграцию. В биеннале, которую мы готовим сейчас, запланировано немало совместных проектов в том числе с нашим партнером музейно-выставочным центром «РОСИЗО», ярмаркой молодого искусства blazar, галереей «ГРАУНД Солянка», объединением «Выставочные залы Москвы», Cube.Moscow, Центром Вознесенского и Московским международным фестивалем экспериментального кино MIEFF.

Нет ли у вас планов пойти в регионы: делать там передвижные выставки, как-то людей просвещать?

Моя большая мечта и задача — развернуть в рамках биеннале программу портфолио-ревю, которую мы запустили в позапрошлом году в регионах. Программа включает пять направлений: арт, стрит-арт и паблик-арт, фотография и медиа. По каждому направлению через процедуру open call мы выбираем 10–20 лучших проектов по всей России и приглашаем победителей в Москву. Здесь они делают презентации своих идей, получают отклик экспертов, смотрят московские художественные выставки, общаются, приобретают новый опыт. Мы эту идею обязательно реализуем.

Почему так важно поддерживать молодых?

Мы в суете забываем, что подлинные прорывы в искусстве делаются часто — если не всегда — молодыми художниками. Пабло Пикассо было 26 лет, когда он написал «Авиньонских девиц». «Стертый рисунок де Кунинга» был создан Робертом Раушенбергом в 28-летнем возрасте, а Вольфганг Тильманс в 32 года получил Премию Тернера. Так что, занимаясь молодыми художниками, мы имеем дело с самым актуальным искусством.

Помимо биеннале, вы являетесь заместителем директора по выставочной работе ММОМА. Чего нам ждать нового в этом году?

Так как международные музейные обмены сейчас затруднены из-за карантина, мы делаем фокус на российском искусстве. В августе откроется выставка Ивана Новикова, осенью — Саши Фроловой, а также пройдет большая ретроспектива Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Музей уже работает, и мы с нетерпением ждем возможности открыть новые проекты.


VII Московская международная биеннале молодого искусства
5 сентября — 6 декабря

Основной проект, первая часть
Двор Музея Москвы, 5 сентября — 6 декабря

Результаты открытого конкурса художников по созданию site-specific-работ для внутренних фасадов Музея Москвы. Отобраны четыре проекта: «Настройки экрана» Алисы Омельянцевой (Россия, Австрия), «Я смотрю на тебя, ты смотришь на меня» Игоря Самолета (Россия), Screen Ромы Богданова (Россия) и «Без названия» («Все немного разные») Алины Глазун (Россия). Специальное упоминание — Саша Пирогова (Россия) и ее видеоработа «Вне времени».

Основной проект, вторая часть
Второй корпус Музея Москвы, 5 ноября — 6 декабря

Результаты открытого конкурса кураторов.
Отобраны четыре проекта: «Я не знаю, Земля кружится или нет…» Лизаветы Матвеевой и Франчески Альтамуры (Россия; США), «Собственные места/Архивные пространства» Джулии Морале и Штерре Барентсен (Италия, Великобритания; Германия, Нидерланды), Forbidden Body Language Эльзы Абдулхаковой (Россия). Проект Абижана Тото (Таиланд, Южная Корея, Индия) «Наш мир на марше!» пройдет в качестве специального проекта в Образовательном центре MMOMA весной 2021 года.

Специальные проекты

Сотрудничество с ярмаркой молодого искусства blazar, сателлитом ярмарки Cosmoscow.
Музей Москвы, 9–13 сентября

Проект-платформа «Группа поддержки» для самоорганизованных художественных инициатив из Москвы, совместно с Cube.Moscow.
Пространство Cube.Moscow, 14 сентября — 11 октября

Онлайн-перформанс «Мыльная опера».
Площадка галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка», 15 сентября

Программы специальных проектов продолжатся в октябре и ноябре на разных площадках Москвы в партнерстве с музейно-выставочным центром «РОСИЗО», объединением «Выставочные залы Москвы», Центром Вознесенского и Московским международным фестивалем экспериментального кино MIEFF.

Портфолио-ревю

Пройдет в партнерстве с ГМИИ им. А.С.Пушкина и ГЦСИ. Участники смогут приехать из регионов в Москву для проведения серии портфолио-ревю с представителями профессионального сообщества.
Октябрь — ноябрь

Образовательная программа

Организована в партнерстве с Фондом поддержки современного искусства «Винзавод» в онлайн-формате.
Ноябрь

Параллельная программа

Инициируемые московскими институциями проекты выбираются на основе open call и направлены на взаимодействие с молодым искусством. 

Все подробности можно узнать на официальном сайте биеннале.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+